Агентство Туркменские железные дороги подчиняется тому же Агентству при Кабинете Министров, что и предприятия авиации, и тому же человеку — Мамметхану Чакыеву. Возможно, поэтому в железнодорожной сфере чувствуется почерк мастера: вместо сети удобных пассажирских маршрутов — сеть коррупции, бардак и инвестиции в имиджевые проекты вместо действительно востребованных. Источник turkmen.news поделился свежими впечатлениями от услуг Туркменских железных дорог, которые в очередной раз напомнили: сфера катится назад.
Чтобы прочувствовать проблемы, связанные железными дорогами Туркменистана, вспомним или просто представим себе поездку на поезде и все, что ей предшествует. Это не такое олимпийское испытание, как попытка куда-то слетать, но туркменские чиновники и по совместительству коррупционеры не устают придумывать для людей новые бега с препятствием.
Начнем с покупки билетов онлайн. Сделать это могут только граждане Туркменистана, но и то не все: нужно быть обладателем туркменского номера телефона, остальные не смогут даже зайти в приложение Туркмендемирёллары или перейти непосредственно к покупке на сайте. При этом на сайте в разделе часто задаваемых вопросов бросается в глаза гордое заявление, мол, дружный коллектив организации вдохновляют слова благодарности за предоставленные услуги, поступающие от мировых путешественников и местных пассажиров, которые на себе прочувствовали наслаждение от великолепия туркменских степей и пейзажей.
Планировать любоваться пейзажами, ехать в командировку или на лечение, в гости к родным или на учебу рекомендуется за неделю: билеты на более ранние даты обычно не достать. Если с авиабилетами проблема в перекупщиках, из-за которых самолеты могут улетать полупустыми, то здесь дело — в банальной нехватке количества отправлений. Например, из Туркменабада в Ашхабад поезда ходят всего дважды в день, и всякий раз переполненные.
В результатах поиска отображается цена — 24,5 маната, но на следующей странице пассажир узнает, что заплатить придется как минимум в полтора раза больше. Страховой сбор и обслуживание добавляются отдельно, от них невозможно отказаться. Сервис поражает воображение, но об этом ниже.
Что делать, если билета на нужную дату на сайте нет? Поедем на вокзал пытать счастье. В самой кассе система бронирования та же самая. Зато можно купить билет возле кассы с рук и получить одно из двух: подделку от мошенника или билет на чужое имя от человека, который в последний момент передумал ехать. Билет Туркменабад — Ашхабад, купленный с рук, обойдется в 50 манатов. Хотя в нем будут чужие имя и фамилия, проводники закроют на это глаза и посадят вас на поезд: плюс еще 5080 манатов, как договоритесь.
Однако заменить одного человека на другого — не главные чудеса, на которые способны проводники. Они также могут разместить на 50 человек больше, чем предусмотрено мест в вагоне. За 110 манатов везунчики успевают занять откидные сиденья в коридоре, но на 13-часовой ночной поезд продают даже стоячие места. Те, кто хочет поспать, ложатся прямо в проходе или тамбурах. Также можно за 200 манатов арендовать спальное место самого проводника. В результате в высокий сезон, например, во время каникул в вузах, из-за количества людей и сумок в вагоне не протолкнуться, про туалет можно забыть, как и про пожарную безопасность.
Какие еще услуги доступны в поезде? В вагоне-ресторане за 710 манатов можно купить одну сигарету (в городе она стоит 34 маната) и еще за 10 манатов переместиться из страны, свободной от табака в туалет для проводников, чтобы покурить. Абонемент на всю поездку стоит 50 манатов — и кури сколько хочешь.
Если затянуться тайком в общем туалете, то проводник или транспортная полиция могут поймать. Тогда 50 манатов — самое меньшее, чем можно будет откупиться, в противном случае вас могут и высадить.
Для студентов курение в поезде особо опасно тем, что их шантажируют звонком в университет и в итоге вымогают больше.
Вообще нравственность в туркменских поездах блюдут строго. Если какую-то парочку, не состоящую в браке, полиция застукает в обнимку, то обоих выведут из купе и начнут читать им мораль о неподобающем поведении в общественном месте. Спрашивают, в курсе ли родители. Если да, то потребуют всего 2 тысячи манатов. Но если, упаси бог, молодые люди обнимаются без ведома семьи, заплатить придется 68 тысяч манатов, и такой урок запоминается надолго.
Но вернемся непосредственно к услугам. Зарядить телефон — 10 мантов. Проголодался? В поезде можно купить еду, но ее продают на станциях и также местные жители.
Перед отправлением состава они заходят в вагоны и предлагают шашлык, самсу, пирожки, различные напитки.
На вокзале в Ашхабаде молодой человек ходит по составу с шашлыком. Шампуры с мясом разложены на подносе, который предусмотрительно накрыт тканью, видимо, от пыли и мух, и, прежде чем выдать вам вашу порцию, разносчик ткань снимает и аккуратно кладет ее… на пол вагона. Именно кладет, чтобы затем накрыть ей же оставшиеся порции на подносе.
Можно только представить, какая смесь приправ оказывается поверх самой последней порции шашлыка от того пола, по которому прошелся не один десяток пар обуви, в том числе побывавшей в редко убираемом туалете.
Разносчиков, как и продавцов бижутерии, проводники не гоняют. Наоборот, именно с одобрения старшего проводника и ходят все эти люди по вагонам. А персонал поезда крышуют уже работники транспортной полиции: со всех услуг они берут свой процент, поэтому нарушения происходят под их носами, перед глазами и под ногами. Порой полицейские безо всякого стыда ходят с блокнотами по вагону и на глазах у пассажиров сверяют подсчеты, требуя с проводников доплатить, потому что людей оказывается больше, чем те заявили.
Хуже медленного бардака — дорогое безлюдье
Бардак и взяточничество на местах (точнее, на маршрутах) — далеко не главные проблемы железных дорог страны. Половины коррупционных схем не существовало бы, если бы людям хватало маршрутов и поездов. И люди охотно бы их использовали, ведь поезда дешевле. Кроме того, многим действительно нравится во время поездки получать наслаждение от великолепия туркменских степей и пейзажей.
Однако сейчас на всю страну только 14 маршрутов. А если посчитать туда и обратно вместе, то вообще семь: между Ашхабадом и велаятскими центрами, Серхетабадом (в Марыйском велаяте), Амыдерья (в Лебапском велаяте), а также между Туркменабадом и Газачаком. В весенне-летний сезон без четкого расписания ходят поезда по линии Берекет — Этрек (граница с Ираном). Иногда ходит поезд Келиф — Талимарджан (граница с Узбекистаном).
Между регионами, как и четыре года назад, сообщения нет: даже если города соединены путями, как Туркменабад и Балканабад, в Ашхабаде все равно нужно будет делать пересадку. Ждать придется от семи до без малого двенадцати часов, смотря какой из двух рейсов между Туркменабадом и Ашхабадом выберете. Между Ашхабадом и Балкабадом поезд ходит раз в день.
Напомним о скорости поездов — 6570 километров в час. Проектная же должна быть 90120 километров в час, но машинисты до такой скорости просто не могут разогнаться: местами железнодорожное полотно разбито, местами под ним оседает грунт. Из-за того что инфраструктуру не обновляют, она справляется со своими задачами все хуже и хуже.
Конечно, железнодорожная отрасль требует огромных затрат. Пять лет назад японская компания Oriental Consultants Global Co., Ltd. оценила затраты на модернизацию и электрификацию железных дорог Туркменистана в $5,310,2 миллиарда долларов. Если объективно оценивать реальность, тем более постковидную, реализовать подобный проект в полном объеме для госбюджета может быть тяжело.
Однако президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов постоянно подчеркивает важность транспортной сферы. Например, он говорил об этом на личной встрече с главой Российских железных дорог Олегом Белозеровым два года назад, тогда же стороны договорились о планах сотрудничества.
Казалось бы, после этого должны появиться новости о логистических цепочках с участием Туркменистана и России или участии российских специалистов в обновлении критически важных участков туркменского полотна. Вместо этого в 2024-м всех обрадовали новостью, что россияне помогут проложить железнодорожный путь между Аркадагом и Ашхабадом. Расстояние составляет всего 30 километров — автобусы и автомобили вполне могут закрывать потребность в сообщении между еще не заселенным городом и столицей.
Сотрудничество с РЖД — не единственная новость, которая не оправдала надежд. В 2021 году официальные СМИ трубили о готовности новых линий Керки — Имамназар, Серахс — Парахат (Теджен), Берекет — Серхет-яка (граница с Казахстаном), а также Дашогуз — Куняургенч — Туркменбаши (бывший район Октябрьск в Дашогузском велаяте). В 2022 году — о начале модернизации 120-летнего железнодорожного моста в Берекетском этрапе Балканского велаята.
Генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Мамметхан Чакыев регулярно отчитывается на заседаниях правительства о росте в строительстве, пассажироперевозках и оказании услуг Туркмендемирёллары. Однако где он, этот рост?
В 2025 году большая часть новых линий простаивает, лишь изредка ходят туристические поезда на отдельном участке линии Дашогуз — Туркменбаши. Что с мостом — неизвестно. Какие-то подвижки в строительстве есть на приграничных участках с Афганистаном: например, введен в эксплуатацию новый мост на участке Серхетабад — Тургунди. Однако это относится скорее к грузоперевозкам, о которых стоит поговорить отдельно.
Получается, на какие-то инвестиции в пассажирскую инфраструктуру деньги все-таки находятся. Но насколько адекватно выбираются цели для этих инвестиций? Насколько ответственно ведутся проекты? Сейчас ситуация похожа на сказку о потерянном времени. Неотремонтированное вовремя полотно замедляет поезда. Тысячи людей каждый день теряют из-за этого по несколько лишних часов жизни. А тысячи трудодней, вложенных в невостребованные объекты, лежат мертвым грузом.
Если руководство страны действительно ценит транспортную отрасль, время нужно стремительно наверстывать. А для этого — с умом выбирать, в какие проекты его вкладывать сейчас. И первый выбор не такой сложный: между проектами, которые затрагивают интересы сотен тысяч людей, и фантазиями, которые разделяют единицы.
Железнодорожный тупик. Жители Туркменистана жалуются на отсутствие поездов на многих направлениях
Рельсы начали разворовывать. В каком состоянии находятся железнодорожные пути в Туркменистане?
В Туркменабаде стало проще купить железнодорожные билеты. Но транспортных проблем по-прежнему много
Авиация в клетке. Что мешает Туркменистану развить огромный транспортный потенциал
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Железные дороги Туркменистана — билет в прошлое appeared first on Turkmen.News.