1 декабря Нургельды Халыкову, приговоренному к четырем годам лишения свободы после публикации фотографии миссии ВОЗ, исполнилось 27 лет. Тем временем ВОЗ прислала в Туркменистан вторую миссию и, кажется, начала терять терпение.
12 июля 2020 года Халыков переслал в редакцию turkmen.news фотографию членов миссии ВОЗ, которую сделала в отеле его знакомая и выложила в инстаграм. Мы опубликовали этот снимок. На следующий день автор фото удалила Нургельды из друзей и спросила, не он ли послал снимок независимым журналистам. Затем Халыкова вызвали на беседу с сотрудниками полиции и Министерства национальной безопасности. Его продержали в изоляторе 15 суток, а потом обвинили в невозврате долга в размере $5 тысяч.
Редакции не было известно о том, что Халыков кому-то должен такую сумму. Даже если долг существовал, то обычно в Туркменистане невозврат денег приводит лишь к проведению беседы. Но в случае с Нургельды дело зашло дальше, причем очень быстро. Ему были предъявлены обвинения по статье Уголовного кодекса 228 (мошенничество), а уже 15 сентября 2020 года ему вынесли приговор: четыре года лишения свободы.
С тех пор за Нургельды пытались вступиться многие международные организации: Единая коалиция свободы прессы, фонд Справедливость для журналистов, объединение Репортеры без границ, Комитет по защите журналистов… В поддержку Халыкова высказался представитель ОБСЕ по свободе СМИ.
ООН запросила у правительства Туркменистана информацию по этому делу. Правительство ответило, но чисто формально: было объявлено, что такой гражданин действительно отбывает срок по статье мошенничество. Лишь позднее из доклада Верховного комиссара ООН стало известно, что власти разъяснили суть дела подробнее. Якобы Халыков (сам сезонно выезжавший работать в курортные места) брал с соотечественников деньги, обещая им трудоустройство за рубежом, но не выполнял обещания. При этом стоит отметить, что изначально после возбуждения дела кредитором Халыкова был назван Юрий Рогусский — вице-чемпион Туркменистана по большому теннису. Вряд ли он, будучи довольно обеспеченным человеком, мог бы заинтересоваться неквалифицированным трудом за границей.
Аналогичные обвинения в 2016 году были выдвинуты против Гаспара Маталаева, который проводил мониторинг использования в Туркменистане принудительного труда. Якобы он тоже предлагал работу за рубежом за деньги, а в реальности никому не помогал.
Совсем недавно, в ноябре 2021 года, освободить Халыкова призвали трое американских сенаторов и один член Палаты представителей США. Стоит ли говорить, что их призыв тоже не возымел действия на власти Туркменистана. Молодой человек, вся вина которого состоит в небольшой помощи независимым журналистам, освещающим ситуацию с коронавирусом в Туркменистане, остается за решеткой.
Тем временем ВОЗ на днях завершила вторую по счету миссию в Туркменистан. В своем итоговом заявлении глава делегации, региональный директор ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в Европе Дорит Ницан, фактически прямым текстом призвала власти страны прекратить скрывать наличие инфекции. А точнее, она призвала их лучше искать коронавирус. Месяцем ранее глава предыдущей миссии (той самой, из-за фотографии которой пострадал Халыков), старший специалист ВОЗ по чрезвычайным ситуациям Катрин Смолвуд, открыто признала, что отсутствие коронавируса в Туркменистане маловероятно.
Власти страны уже перестали прямым текстом заявлять, что COVID-19 якобы не проник в Туркменистан. Однако и о наличии инфекции они также не говорят напрямую. Официальные СМИ то сообщают о безудержных похвалах ВОЗ в адрес туркменского здравоохранения, то завуалированно огрызаются, заявляя о дезинформации и инфодемии (термин, созвучный слову эпидемия и намекающий на якобы недостоверное освещение этой темы независимыми источниками).
Туркменские чиновники далеки от того, чтобы признать, что совершили глупость, попытавшись безосновательно претендовать на роль едва ли не единственной страны в мире, избежавшей эпидемии. А ведь именно жертвой этой глупости стал Нургельды, но этого власти также не признают. Халыков должен быть немедленно освобожден: пусть второй день рождения в колонии станет для него последним.
The post Второй день рождения за решеткой. Нургельды Халыкову исполнилось 27 лет appeared first on Turkmen News.