Джума Оразклычев считает, что в новейшей истории наблюдается четкая тенденцию сдвига центра тяжести мировой политики и экономики на Восток.
Главным итогом недавно прошедшей в национальной туристической зоне Авазе III Консультативной встречи глав государств Центральной Азии является то, что этот саммит стал точкой отсчета для нового геополитического формата — G-5, или Groupe of five.
Старший сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана, кандидат исторических наук, постоянный автор издания CentralAsia.news Джума Орызклычев 11 августа прокомментировал для читательской аудитории смысл и значение нового коллективного формата.
Отныне у Консультативного саммита будут свои постоянно действующие органы, в частности, по безопасности и сотрудничеству, Центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязи, а также Совет промышленников и предпринимателей.
Главами государств Центральной Азии было также проявлено единодушие в вопросе об учреждении Международного агентства по биологической безопасности, подотчетного Совету безопасности ООН.
В дополнение к созданию постоянно действующих органов, еще более наглядным свидетельством кристаллизации G-5 стало решение подготовить к подписанию Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке.
В качестве последнего штриха к портрету новой геополитической силы, можно назвать принятый на саммите Единый символ Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. На Востоке с древнейших времен придавалось исключительное значение символам, как красноречивым знакам объединения.
У G-5 сильные козыри, в первую очередь, это геостратегическое положение в центре Евразии. Действующие транспортные коридоры Север-Юг и Восток-Запад должны заработать в более интенсивном режиме. Туркменистан готов для этого предоставить свои портовые мощности на Каспии.
G-5 обладает еще одним, чрезвычайно важным козырем. Каждая из 5 стран-участниц сохранила на протяжении всего пути исторического развития свою культурную самобытность, с одной стороны, и в то же время монолитность восточного менталитета, с другой. Народы Центральной Азии никогда не отгораживались друг от друга стеной и пронесли сквозь века интерес к культуре друг друга. Свидетельством этому стало принятое на саммите решение об учреждении Форума культурного диалога Центральной Азии под названием Центральная Азия: одно прошлое и одно будущее.
Если мы оглянемся в прошлое, то обнаружим, что Запад доминировал на протяжении лишь последних 5 веков. До XVII века большая часть мирового ВВП производилась на Востоке. Львиную долю доходов приносила транзитная торговля. По признанию древнеримского историка Корнелия Тацита, прибыль лишь от таможенных пошлин в Парфии, в состав которой входили территории стран Центральной Азии, была сопоставима со всеми доходами и трофеями, поступавшими в казну Римской империи.
В XV веке во всей Европе нашлось всего 3 корабля, способных совершить дальнее плавание. Эти корабли, кстати, и были отправлены на поиски Индии. А флот Великой Сельджукской империи, по признанию знаменитого историографа, византийской принцессы Анны Комниной, уже в XI веке состоял из 200 новейших кораблей, превосходивших по своим характеристикам все суда в мире.
На протяжении полутора тысяч лет, с III века до нашей эры по XII век, центр мирового могущества находился в Центральной Азии. В этот период научные достижения региона задавали тон развитию всей человеческой цивилизации. Все науки, в том числе одна из самых первых — астрономия, родились именно в Центральной Азии, а вовсе не в Египте, Месопотамии, Индии или Китае. Этот исторический факт был убедительно доказан французским астрономом, академиком Жаном-Сильвеном Байи.
Исследования французских ученых, таких как академики Жозеф Дегинь, Эдуард Шаванн и Луи Базен, позволяют сделать предположение о том, что древняя территория Центральной Азии была не просто одним из пяти, а возможно, первым очагом цивилизации на планете.
В новейшей истории мы наблюдаем четко прослеживаемую тенденцию к возврату центра тяжести мировой политики и экономики на Восток. Французский исследователь Адальбер де Бомон писал еще в XIX веке: Восток — колыбель человечества: именно там зародилась семья, именно там сформировалось общество. Религиозные и нравственные идеи, политические и гражданские институты, науки, которые расширили интеллект человека и улучшили его существование, искусства, которые украсили его, возвышенные истины… все проистекает из этого источника.