В июле 2021 года Всемирный банк выделил Туркменистану 20 миллионов долларов на борьбу с COVID-19. Еще на стадии рассмотрения туркменской заявки представители гражданского общества указывали банку на ряд проблем с этой инициативой: как с самим коронавирусом (власти до сих пор отчитываются по нулям — ноль случаев заражения и ноль смертей), так и с преследованием лиц, освещающих эту тему.
У Всемирного банка при финансировании страны в целом или отдельных проектов есть определенные обязательства, которые отражены в Социально-экологических принципах — своде правил, обязательных для исполнения как банком, так и заемщиком. Например, стандарт №10 в этих принципах называется Взаимодействие с заинтересованными сторонами и раскрытие информации. Он предполагает прозрачность в отношениях между страной-заемщиком и заинтересованными сторонами, то есть туркменским обществом.
Однако этот момент в Туркменистане как раз и отсутствует: власти не только лгут своему населению и международному сообществу об отсутствии эпидемии в стране, но и сажают в тюрьму активистов, которые пытаются донести информацию. Дела Нургельды Халыкова и Мурата Душемова — яркие тому примеры. Первый получил четыре года колонии за фото представителей Всемирной организации здравоохранения, а второй был приговорен к такому же сроку за то, что пререкался с чиновниками, требовавшими от него ношения маски в стране, где коронавируса якобы нет.
Представители Всемирного банка поначалу выслушали наши доводы, пообещав рассмотреть эти вопросы между собой и вернуться к диалогу, но все последующие попытки гражданского общества получить ответы были проигнорированы, а летом 2021 года выяснилось, что кредит Туркменистану был одобрен. Позднее этот случай был отражен в отчете правозащитников о ситуациях, в которых банк не соблюдал собственные этические правила.
11-14 октября 2022 года, в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне был проведен ежегодный Форум по политике гражданского общества (CSPF). Это площадка для диалога между организациями гражданского общества, с одной стороны, и Международным валютным фондом и Всемирным банком, с другой. На мероприятие съехались сотни участников со всего мира.
13 октября состоялась сессия под названием Пространство для гражданского общества и риски репрессий: недостающие элементы в оценке проектов развития, на которой выступил редактор turkmen.news Руслан Мятиев. Он рассказал о ситуации в Туркменистане и о негативном опыте взаимодействия с банком. Предлагаем вашему вниманию его выступление целиком.
Несколько слов о Туркменистане. Это авторитарная клептократия в Центральной Азии, которой управляет бывший министр здравоохранения вместе со своим сыном. На протяжении нескольких десятилетий Туркменистан располагается в конце всевозможных рейтингов: в рейтинге свободы прессы — рядом с Северной Кореей, в рейтинге гражданских и политических прав — между Сирией и Эритреей, в рейтинге экономической свободы — между Центральной Африканской Республикой и Ираном.
Когда COVID-19 обрушился на планету, Туркменистан сразу же похвастался, что вирус не проник в страну. Ноль случаев заболевания коронавирусом — это то, чем правительство Туркменистана до сих пор кормит остальной мир, включая Всемирную организацию здравоохранения. Но это большая ложь. Turkmen.news удалось задокументировать почти 80 случаев со смертельным исходом, в том числе среди иностранных дипломатов и высокопоставленных государственных чиновников.
Отсутствие правдивой информации от правительства, непризнание факта эпидемии и недостаточное количество защитных мер превратили Туркменистан в Италию 2020 года с огромным количеством случаев COVID-19. Но никто за пределами Туркменистана этого не знал. Вместо этого правительство солгало своим гражданам и миру, что в воздухе якобы витает опасная пыль. Мы создали специальную доску памяти умерших, чтобы эти люди не были забыты.
В июле 2020 года, после двухмесячных согласований, туркменские власти наконец разрешили делегации ВОЗ посетить страну. За эти два месяца власти навели порядок в больницах и заменили больных COVID-19 на других, с легкими заболеваниями. Было объявлено, что Туркменистан свободен от коронавируса, делегация ВОЗ уехала, но шлейф их визита остался.
В июле гражданский репортер Нургельды Халыков прислал нам фотографию команды ВОЗ. Он даже не сам сделал это фото, он увидел его в Instagram своей подруги и решил поделиться с turkmen.news. В тот же день его подругу вызвали в полицию, где спецслужбы проверили ее телефон, списки контактов и друзей в социальных сетях. На следующий день за гражданским репортером пришла полиция. В сентябре ему дали четыре года колонии по полностью сфабрикованному обвинению. Он все еще находится в заключении, несмотря на многочисленные призывы международного сообщества к его освобождению.
С того момента, как мы узнали о том, что Всемирный банк рассматривает возможность предоставления Туркменистану кредита на борьбу с COVID-19 в размере 20 миллионов долларов, мы пытались достучаться до банка. Мы указали на отсутствие взаимодействия с гражданским обществом, на невозможность провести надлежащую комплексную проверку. Мы проследили четкую связь между предложенным проектом и преследованием активистов в Туркменистане. К сожалению, банк проигнорировал нас, и позже мы узнали, что проект одобрен.
Арест гражданского корреспондента Нургельды Халыкова был не единственным таким случаем. Как раз в то время, когда проект утверждался, другой активист, Мурат Душемов, получил четыре года колонии за то, что публично бросил вызов официальной версии об отсутствии COVID-19. Дамы и господа, это явные репрессии, на которые банк закрывает глаза. Правительство боится правды, и те, кто ее говорят, попадают в тюрьму.
Мы требуем, чтобы Всемирный банк прекратил финансирование лжи и страха правительства Туркменистана! Мы требуем, чтобы Всемирный банк полностью соблюдал свою политику нулевой терпимости по отношению к репрессиям и в полной мере взаимодействовал с гражданским обществом. Мы призываем банк потребовать освобождения Нургельды Халыкова и Мурата Душемова и сделать так, чтобы подобные позорные практики не ассоциировались с проектами банка в будущем.
Между прочим, на подходе еще один кредит, предназначенный для поддержки сельскохозяйственного разнообразия. Мы надеемся, что банк хорошо осведомлен о вопиющей проблеме принудительного труда в Туркменистане во время сбора урожая хлопка и что на этот раз домашняя работа будет выполнена должным образом.
На речь Мятиева ответил представитель Всемирного банка Маниндер Гилл. Он признал, что условия в Туркменистане сложные, но задался риторическим вопросом: может, тогда не стоит вообще начинать финансировать что-либо в этой стране? Или все же с чего-то начать и ожидать позитивных изменений? Гилл добавил, что роль гражданского общества в информировании банка о ситуации и рисках крайне важна. А касательно уголовного преследования Халыкова представитель банка сказал, что его дело не связано с проектом банка, так как оно было до утверждения кредита.
Мятиев в ответ повторил, что в случае с кредитом на борьбу с COVID-19 банк как раз заранее предупреждали о ситуации.Turkmen.news была собрана и опубликована информация о почти 80 смертях от этого заболевания, в том числе турецкого дипломата Кемаля Учкуна. Его жена Гюзиде Учкун официально обжаловала в правоохранительных органах Турции действия турецких и туркменских чиновников, не организовавших своевременную эвакуацию зараженного дипломата из страны, где сокрытие коронавируса считается более важным, чем лечение заболевших. А посол Великобритании Хью Стэнли Филпотт в декабре 2020 года открыто заявил в Twitter, что заболел COVID-19. На тот момент посол находился именно в той стране, где инфекции якобы нет.
Мятиев заявил, что как минимум эти два случая, подтвержденные иностранными гражданами, должны были продемонстрировать Всемирному банку, что проект уже на стадии заявки был окутан ложью. Информация не только открыто публиковалась на сайте turkmen.news, но и была напрямую предоставлена банку на стадии обсуждения кредита.
Редактор turkmen.news отметил, что о случаях Халыкова и Душемова независимой прессе стало известно чудом, учитывая, что в Туркменистане жестко блокируется интернет и пресекаются контакты граждан с журналистами. Но может ли банк быть уверен, что в ходе реализации его проекта какой-либо врач или другой исполнитель не усомнится в правильности действий властей и не окажется за решеткой? Есть ли у банка инструменты, чтобы удостовериться в благополучии участников проекта? Врачи уже становились в Туркменистане жертвами репрессий. Так, доктор Хурсанай Исматуллаева, боровшаяся против коррупции и незаконного увольнения, получила девять лет лишения свободы по сфабрикованному делу.
После официальных выступлений на сессии было озвучено множество вопросов из зала. Отмечалось, что что подход не вижу проблемы — нет проблемы существует и в других странах. Участники дискуссии пришли к выводу, что Всемирному банку следует внимательнее учитывать контекст и жестче добиваться выполнения различных условий, связанных с правами человека. Претензии гражданского общества были выслушаны и приняты по внимание. Представители банка пообещали вернуться к некоторым моментам, а в будущем чаще проводить встречи по взаимодействию с гражданским обществом, вовлекать независимые НПО в диалог с правительствами на стадии обсуждения заявок.
Всемирный банк приравнял Туркменистан к Венесуэле и исключил его из своих отчетов
Не признающий ковид Туркменистан получил кредит на борьбу с ковидом
Бердымухамедов поручил развивать экономику Туркменистана за счет кредитов
UNICEF подготовил доклад об инвалидах в Туркменистане, но никому его не показывает
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Всемирный банк: Финансируя ложь и страх правительства Туркменистана appeared first on Turkmen.News.