В 2022 году случилось то, чего весь Туркменистан ожидал уже как минимум несколько лет. Второй президент страны Гурбангулы Бердымухамедов уступил свой пост третьему — своему родному сыну Сердару. Также в стране стали значительно активнее цензурировать интернет, напрямую заявив о намерении изолировать национальную цифровую сеть от мировой. Что же касается главных мировых событий, то есть войны России с Украиной, то они повлияли на Туркменистан не так уж плохо. Рост цен на энергоресурсы помог экономике страны, а властям в условиях всемирного кризиса стало проще оправдывать свою закрытость и авторитаризм.
Наследник престола
Выборы в Туркменистане состоялись в марте 2022 года. Гурбангулы Бердымухамедов заблаговременно подготовил династическую передачу власти. Еще в феврале 2021 года Бердымухамедов-младший был назначен на пост вице-премьера, что в Туркменистане, где правительство возглавляет лично президент, является фактически вторым постом в государстве. Затем Халк Маслахаты, до этого считавшийся отдельным совещательным органом, был преобразован в верхнюю палату парламента, и возглавил его лично Бердымухамедов-старший.
Согласно Конституции, президент не имел права занимать парламентскую должность. Однако такие мелочи в Туркменистане давно никого не волнуют. Правящему режиму было важно не сохранить соответствие каким-то формальным бумагам, а заранее гарантировать без пяти минут бывшему президенту такую должность, на которую будет не стыдно переместиться уважаемому человеку.
И вот 12 марта в Туркменистане состоялись выборы. Сердар Бердымухамедов был на них единственным кандидатом, имя которого что-то говорило избирателям. Роль его конкурентов сыграли никому не известные мелкие чиновники, у которых, пожалуй, даже в случае честных выборов не было бы шанса набрать сколько-нибудь заметного процента голосов. Одного из них, заместителя хякима Марыйского велаята Агаджана Бекмырадова, Сердар впоследствии, уже будучи президентом, уволил за низкие темпы сбора хлопка. Впрочем, это больше похоже на совпадение. Скорее всего, Бердымухамедов-младший даже не запомнил имен своих конкурентов.
Хотя никаких иллюзий по поводу передачи власти за пределы семьи Бердымухамедовых наблюдатели не питали, все-таки оставалась надежда, что 40-летний преемник, учившийся за рубежом, привнесет в жизнь страны хотя бы немного демократии. Пожалуй, эти надежды не оправдались.
С одной стороны, нельзя не замечать, что Бердымухамедов-младший довольно негативно относится к собственным родственникам, которые при его отце обрели в стране огромное влияние. За минувшие месяцы уже не один представитель всесильного клана лишился высокой должности и бизнеса.
С другой стороны, Сердар не предпринял никаких принципиальных шагов по изменению ситуации в государстве. Передовицы газет и репортажи вечерней телепрограммы Ватан все так же посвящены всестороннему освещению деятельности президента и не содержат никакой критической информации. А доступ к альтернативной информации в интернете даже значительно затруднился (но об этом ниже). Ну и важное: пока Сердар на радость подданным ставит на место своих теть и двоюродных братьев, самый главный представитель клана, его отец, примеряет на себя роль не просто спикера парламента, но и священного национального лидера.
Герой-Аркадаг
Официальные СМИ чаще называют Бердымухамедова-старшего не главой Халк Маслахаты, а Героем-Аркадагом. Он сохранил за собой пост главы верхней палаты парламента, но в реальности, как рассказали источники turkmen.news, большую часть его обязанностей на этой должности исполняет заместитель Касымгулы Бабаев. Сам же Аркадаг (Покровитель) занимается в основном тем же, к чему привык на президентском посту.
Он пишет книги, ездит по регионам и по зарубежным странам, проводит встречи на высшем уровне, инспектирует строительство, раздает глубокомысленные замечания и советы. Государственные СМИ освещают все это не менее активно, чем деятельность Бердымухамедова-младшего, а в иностранных изданиях уже начали проскальзывать интересные словосочетания: два туркменских президента, старший туркменский президент, младший туркменский президент.
В октябре именно старший президент раскритиковал хякимов велаятов и инициировал проведение административной реформы, в ходе которой ряд этрапов объединили, а ряд населенных пунктов переименовали. До сих пор в истории независимого Туркменистана не было случаев, чтобы о таких знаковых переменах гражданам объявлял не президент. Да и монополией на критику каких бы то ни было недостатков до сих пор обладал только лично глава государства.
А в ноябре Бердымухамедов-старший отклонил проект бюджета на 2023 год, уже одобренный нижней палатой парламента, и потребовал убрать искусственные барьеры в конвертации национальной валюты. В начале декабря бюджет был без каких-либо проблем утвержден, а черный курс доллара, немного поколебавшись между 16 и 18, вернулся к отметке 19 манатов (в 5,4 раза выше официального).
Но все же политическое послание считывается безошибочно: пожилой лидер напомнил подчиненным о своей не утраченной власти, хотя он же обещал дать дорогу молодым.
При этом нельзя сказать, что Сердар Бердымухамедов занимает совсем уж подчиненную позицию. Туркменские пиарщики культа личности, если таковые существуют, не забывают о формальной субординации. В учреждениях портреты предыдущего президента безапелляционно заменили изображениями нового. Правительственная газета Нейтральный Туркменистан выходит исключительно с лицом Сердара на передовице. Государственные СМИ сообщают о множестве знаковых мероприятий и важных решений, достающихся на долю младшего лидера. А порой даже сам Аркадаг скромно отмечает, что делает что-то по поручению президента.
Таким образом, в Туркменистане, по итогам выборов 2022 года, установилось прочное двоевластие. Нет никаких признаков того, что Сердар скоро отлучит отца от дел.
Непростые времена
Вряд ли кто-то мог ожидать, что на момент проведения президентских выборов в Туркменистане весь мир уже более двух недель будет привыкать к совершенно новым историческим реалиям. Тем не менее, это случилось: Сердару Бердымухамедову пришлось начать свое правление в условиях, каких планета не видела уже лет 30, если не 80.
Как ни странно, но похоже, что война России и Украины пока что принесла Туркменистану скорее пользу, нежели приблизила экономический крах этой маленькой авторитарной державы. В последние несколько лет независимые СМИ регулярно сообщали о последствиях тяжелого экономического кризиса. В государственных магазинах наблюдался дефицит продуктов, цены в коммерческих оказались недоступны большинству граждан… Дошло до того, что в 2020 году в госмагазинах ввели так называемый пайковый отпуск товаров: каждая семья могла ежемесячно приобрести лишь ограниченное число продуктов первой необходимости.
Казалось, не за горами голодные бунты и массовые беспорядки, плавно перерастающие в революцию. Но в течение 2022 года ситуация с продуктами более или менее наладилась. Пайки практически исчезли, а источники внутри страны чаще сообщают о снижении цен и о необычной доступности того или иного товара, нежели об обратной ситуации. Нельзя сказать, что простые туркмены стали жить богато, но острота обстановки явно спала.
Наблюдатели связывают это с ростом цен на энергоносители, который произошел из-за войны и антироссийских санкций. Туркменистан, обладающий четвертыми по объему запасами газа на Земле, не мог не ощутить позитивного влияния происходящего.
Бердымухамедов-старший со своим авторитаризмом и культом личности до недавнего времени являлся для прогрессивной общественности эдаким реликтовым монстром. Но теперь, на фоне появления на международной арене более одиозных фигур, мало кому есть дело до имиджа обоих Бердымухамедовых, как и до Туркменистана в целом, а авторитаризм и культ личности отца и сына больше не кажутся такими уж отвратительными.
При этом собственному народу два президента могут сказать, что ситуация в мире непростая, Туркменистан находится в опасности, в связи с чем сейчас особенно важно любить родину в лице правящего режима и выполнять его любые, даже самые безумные, требования. Источники сообщают, что в стране сейчас активно ведется пропаганда пророссийского оттенка — хотя о своем удобном нейтральном статусе, позволяющем прятать голову в песок от любых мировых проблем, власти также не забывают.
Великий туркменский файрволл
Примерно до конца 2021 года Министерство нацбезопасности Туркменистана жестко блокировало любые сайты, где, теоретически, могла встретиться критика туркменского режима. Никаких судебных решений не принималось, обоснований не приводилось, но хотя бы логика была понятна. Но в 2022 году банить стали по-другому. Теперь под блокировку стали попадать целые подсети IP — как если бы телефонный оператор отключал все номера, начинающиеся на несколько одинаковых цифр.
Источники быстро выяснили, что дело в охоте на VPN. Если один из IP подсети использовался для обхода блокировок, то работать в Туркменистане переставали все его соседи, даже если это невинный интернет-магазин кормов для животных или обучающий ресурс. К осени забаненными оказались 2,5 миллиарда IP, при том что всего в мире существует около 4 миллиардов. Иными словами, в Туркменистане прекратила работать большая часть интернета.
Одновременно власти начали говорить о создании некой Национальной цифровой сети. В декабре впервые было официально объявлено, что эта сеть будет изолирована от остального интернета.
На сегодняшний день такая автономная сеть национального масштаба существует лишь в Северной Корее. Причем, там интернета не было изначально. Власти сначала полностью препятствовали проникновению в страну чуждых технологий, а потом, когда стало ясно, что современный мир не может жить без компьютеров, они начали постепенно перекачивать проверенную научно-популярную информацию в специально созданную сеть Кванмён.
В Туркменистане же интернет планируется закрыть постфактум. Это, безусловно, сложнее: в стране уже есть много людей, умеющих пользоваться интернетом и знающих о способах обхода блокировок. Однако практика показывает, что, в конечном счете, в любом обществе находится лишь ничтожный процент людей, готовых вопреки всему тратить время и силы на профессиональный розыск альтернативной информации о событиях в стране и мире. Большинство граждан вполне удовлетворится аналогом Кванмёна, если в дополнение к книгам Бердымухамедова-старшего туда закачают несколько старых голливудских фильмов и объявления об услугах маникюрщиц.
А как же ковид?
COVID-19 в 2022 году никуда не делся, но большинству стран мира стало не до него. Что же касается Туркменистана, то страна так и не признала факта проникновения коронавируса в свои границы. И хотя независимые источники подтвердили болезнь и смерть многих людей на территории Туркменистана, международное сообщество не нашло времени или желания на расследование этой лжи.
Летом 2022-го власти Туркменистана начали потихоньку возобновлять регулярное авиасообщение со странами мира. Многочисленные мигранты, на два года застрявшие за рубежом, особенно ждали возобновления рейсов в Турцию — единственную страну, куда до пандемии можно было попасть без визы.
Однако осенью власти Туркменистана пошли на беспрецедентный шаг: они напрямую затребовали, чтобы Турция ввела визы для туркменов. И только после того, как турецкие власти удовлетворили эту просьбу, авиасообщение было возобновлено. Таким образом, граждане Туркменистана лишились самого популярного направления трудовой миграции, единственного, которым можно было воспользоваться без лишних бюрократических проволочек.
Власти Туркменистана могут надеяться, что пандемия и последующее закручивание гаек с визами несколько снизят темпы оттока населения. В декабре в стране стартовала новая перепись населения. Проправительственные СМИ рискуют даже несмело предположить, что, возможно, при удачном стечении обстоятельств результаты этого исследования, в отличие от переписи 2012 года, будут даже открыто опубликованы. Вероятно, на этот шаг власти пойдут, если вдруг удастся убедительно доказать, что численность населения страны ближе к официальным 6 миллионам, а не к 3 миллионам, о которых говорилось в утекших в независимые СМИ скандальных итогах прошлой переписи.
Однако шансы на это малы. Пусть не проникший в страну коронавирус позволил ограничить миграцию, но и смертность от него наверняка возросла. Кроме того, на протяжении пандемии не прекращалась активная эмиграция в Россию, противодействовать которой на фоне потепления отношений властям Туркменистана оказывается не с руки.
Выборы-2022 в Туркменистане: Вбросы бюллетеней, голосование за родственников и низкая явка избирателей
Уволенный двоюродный брат президента нашел новую работу и ждет возвращения в Туркменгаз
Сердар Бердымухамедов уволил своего двоюродного брата из госконцерна Туркменгаз за драку в баре
Кормилец! Родственник президента завалил жителей Туркменабада морепродуктами
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Воцарение Сердара и выгодная война. Что принес Туркменистану 2022 год? appeared first on Turkmen.News.