В туркменском городе Байрамали прихожанам храма святителя Алексия открылся еще один облик святого. Спустя почти пять десятилетий взору предстала икона Андрея Боголюбского, сына основателя Москвы Юрия Долгорукого.
Как и остальные три десятка икон, которыми расписаны стены и своды церкви, она была в свое время закрашена краской. Закрывшуюся для прихожан в 1932 году прошлого века церковь советские власти использовали и как столовую, и как склад, и даже как театральный и танцевальный зал.
Быть может, увидев укоризну во взглядах святых, в 1972 году распорядители здания приняли решение закрасить иконы. Причем, по словам очевидцев, лица святых полностью скрыть так и не удалось. Храм по просьбе христианского населения города вновь открылся только в конце 80-х годов.
Я служу в храме уже более 15 лет, говорит его настоятель отец Павел (в миру Аразуманов). Священники, служившие здесь до меня, пытались очистить иконы от краски. Но как бы старательно это не делали, реставрация их не всегда была удачной. Поэтому затею оставили, однако, стало происходить чудо. Краска сама, а она была наложена на изображения в три слоя, стала осыпаться, являя людям красоту и благодать иконописания.
Отец Павел, который ведет также просветительскую и поисковую работу, встречался с теми, кто участвовал в закраске святых образов, говорит, что они впоследствии сожалели о содеянном.
Мы только недавно смогли прочесть, что открывшаяся икона относится к святому князю Владимиро-Суздальскому Андрею Боголюбскому. Теперь все 32 иконы на стенах и сводах храма доступны для обозрения, продолжает отец Павел.
По его мнению, церковь святителя Алексия в Байрамали это шедевр не только архитектурного, но и иконописного искусства начала прошлого века. Есть свидетельства, указывающие на то, что расписывали храм ученики школы самого Михаила Васильевича Нестерова.
Российский, а затем и советский живописец, не раз обращавшийся в своем творчестве к религиозной тематике, вполне мог стать вдохновителем и наставником мастеров-иконописцев Байрамалийского храма. Косвенным подтверждением этому некоторые особенности в росписях икон, а также отход от канонов русской иконописи.
В Туркменистане, где государство гарантирует свободу религий и вероисповедания, православный храм в Байрамали сохранился и как уникальный памятник зодчества, и как культовое здание.