По последним данным, в результате землетрясения 6 февраля в Турции и Сирии погибли более 37 тысяч человек. На фото и видео можно видеть, что некоторые здания разрушаются, как карточные домики, а другие стойко выдерживают удары стихии. У граждан Туркменистана возникает вопрос: что будет в случае землетрясения с их домами? Увы, но сейсмостойкому строительству мешает коррупция.
Сейчас, когда первый шок прошел, турецкие СМИ с помощью экспертов анализируют причины масштабных разрушений. Наглядным примером того, насколько важно качество строительства, служат фотографии из района Хайрулла города Кахраманмараш. Практически все строения в этом районе разрушены до основания, кроме двух. Землетрясение благополучно выдержали здания местных Палаты архитекторов и Палаты инженеров-строителей.
Наше здание и здание соседней Палаты инженеров-строителей все еще стоят, потому что они были построены специалистами с использованием правильных материалов и с правильной работой с грунтом, — заявил в беседе с Hurriyet руководитель филиала Палаты архитекторов Юнус Эмре Качамаз.
При этом нельзя сказать, что в Турции вообще не были готовы к землетрясению. В стране регулярно в соответствии с новыми научными достижениями обновляются правила сейсмостойкого строительства. Новые нормативные акты принимались в 1975, 1999, 2007, 2018 годах. В Турции существует три типа документов о праве собственности, и получить третий тип, самый продвинутый, можно лишь с актом о сейсмоустойчивости.
Граждане Турции могут заказать проверку сейсмоустойчивости своих домов как в государственных, так и в частных компаниях. В случае, если здание не проходит проверку государственной компании, его должны немедленно отключить от коммуникаций, расселить и снести в течение 60 суток. Правда, именно это зачастую отпугивает людей от заказа государственной экспертизы. В частной экспертизе правила мягче, ее результаты носят ознакомительный характер.
Почему же последствия землетрясения 6 февраля оказались столь катастрофическими? Вероятно, все вышеперечисленные правила далеко не всегда выполнялись. Но граждане Туркменистана беспокоятся из-за того, что в их стране дела обстоят еще хуже. А ведь Туркменистан тоже находится в сейсмически опасной зоне!
Напомним, в 1948 году в Ашхабаде произошло разрушительное землетрясение магнитудой 7,3. Город фактически был стерт с лица земли. Погибли несколько десятков тысяч человек (точное число неизвестно из-за того, что в советские времена такие данные держали в секрете). Большое количество жертв объясняется тем, что на момент землетрясения город был выстроен из сырцового кирпича, скрепленного плохим раствором.
После стихийного бедствия в Ашхабаде стали применять сейсмостойкие технологии строительства. Сейсмическое районирование было разработано применительно ко всему СССР, во всех республиках действовали строительные нормы, соответствующие степени опасности.
Если верить официальным туркменским СМИ, то в годы независимости ситуация даже улучшилась. Специалисты НИИ сейсмостойкого строительства разрабатывают новые нормативные документы и модернизируют действующие с учетом достижений строительной науки, а ученые и исследователи активно внедряют в практику новые технологии. Соблюдение строгих положений и норм безопасного строительства постоянно отслеживается на всех стройплощадках, — отрапортовало сразу после турецкого землетрясения издание Orient.
Однако граждане Туркменистана, которых такие заявления вроде бы должны успокоить, не спешат расслабляться. Многие из них по работе, через родственников и по иным каналам узнают, как обстоит дело в строительной сфере на самом деле.
Обычно президент приказывает тому или иному ведомству, например, Министерству иностранных дел, возвести многоквартирный дом повышенной комфортности для своих сотрудников, — поясняет источник. — МИД объявляет тендер, а контракт получает какая-нибудь турецкая фирма. Но получает не просто так, а за откат. Эти деньги фирме уже надо отбить. А потом приходит комиссия, цель которой — максимально снизить бюджетные затраты. Каждую смету требуют урезать. В результате строители закупают максимально дешевые материалы в минимальном количестве, а вместо иностранных специалистов нанимают неквалифицированных местных рабочих, которые раньше хорошо если курятник у себя во дворе строили.
Впоследствии квартиры в построенном доме продаются сотрудникам соответствующего ведомства в ипотеку под низкий процент. После отмены коммунальных льгот такой механизм получения жилья — один из немногих оставшихся предметов гордости Туркменистана в социальной сфере. Но выживут ли счастливые обладатели служебных квартир в случае стихийного бедствия — никого не заботит. В отличие от комиссии по экономии бюджета, комиссии по сейсмоустойчивости в Туркменистане нет.
Особый момент — это сроки строительства. Они четко обозначены в контрактах, и если глава государства сказал, что дом нужно сдать в эксплуатацию за год-полтора к такому-то празднику, то строители обязательно должны успеть. Иначе для фирмы это будет последний контракт. Несколько лет назад Хроника Туркменистана выложила в сеть серию видеороликов, на которых тогдашний президент Гурбангулы Бердымухамедов ругает подчиненных за срыв сроков строительства объектов.
Слышишь, Центробанк! Если не сдашь в срок объект, только за это полетишь с работы! Ничего не знаю! Хоть спи на этом объекте на раскладушке, но чтобы к годовщине Независимости ты сдал объект!, — обращается Бердымухамедов к председателю ЦБ Туркменистана.
О жестких сроках для иностранных строителей знают и другие туркменские государственные чиновники. Они пользуются этим для своего личного обогащения. Например, таможенная служба. Стройматериалы и техника могут лежать у нее на складах неделями, ожидая таможенной очистки, и ничего не сдвинется с места, пока фирма не пошлет туда своего гонца со взяткой. Это — дополнительные расходы и дополнительная экономия на материалах.
Акт приема-передачи тоже подписывается за взятки. Это касается не только жилых домов, но и важнейших промышленных объектов. Например, в случае с Гарлыкским горно-обогатительным комбинатом известны даже личности чиновников, подписывавших акт. Хотя комбинат в итоге так и не заработал в полную силу и стал объектом длительных судебных разбирательств, никто из них не понес наказания.
Считается, что дома лучшего качества строят для правительственных чиновников и сотрудников нефтегазового комплекса. В народе эти дома так и называются: кабминовские, нефтегазовые. Там же находятся квартиры многочисленных родственников президента. Эти тендеры не отдаются третьесортным турецким фирмам. Здания для особо важных лиц возводят либо французские компании, либо турки, но не из третьего эшелона. Их обычно не вынуждают на всем экономить. С другой стороны — выводы о безопасности этих домов сделаны не на основании полноценной экспертизы, а на основании логических заключений. Об этом тоже не стоит забывать.
Источники радио Азатлык отметили, что город Аркадаг, возводящийся сейчас с нуля в Ахалском велаяте, тоже застраивается низкокачественными зданиями. По мнению собеседников издания, Аркадаг, названный в честь второго президента и отца нынешнего главы государства, не выдержит и пятибалльного землетрясения.
Ярким примером качества современного туркменского строительства может служить случай со 135-й школой в Ашхабаде. В 2021 году здание, которому на тот момент было всего три года, дало трещину со второго этажа до самой крыши. Учеба в школе продолжалась, несмотря на аварийное состояние (и это в сейсмоопасном регионе!).
Также среди наиболее опасных зданий источники в строительной сфере называют новый торговый центр в районе пивзавода в Ашхабаде.
Из-за коррупции и воровства при строительстве используют материалы самого низкого качества. Закупают самую дешевую арматуру, причем меньше нужного количества. Качество цемента тоже оставляет желать лучшего, — отметил источник.
Впрочем, в опасности находятся не только жители новостроек. Некоторые граждане Туркменистана живут в старых аварийных домах, которые рискуют обрушиться даже без всякого землетрясения. Даже если дома возводились по нормам — это технологии XX века, а не современные. Да и банальное старение конструкций играет свою роль.
Современная наука пока не может предсказывать землетрясения с такой точностью, чтобы вовремя эвакуировать многомилионные города. Но она позволяет возводить укрепленные здания, которые выдерживают мощные землетрясения, и даже в случае разрушения позволяют избежать большого количества жертв. Показателен пример Японии, где опасность землетрясений очень высока. Там используются, в частности, резиновые изоляторы, благодаря которым здания выдерживают даже толчки магнитудой 8 баллов. Эта технология стоит очень дорого, но есть и упрощенный дешевый вариант, подходящий для модернизации старых домов. Одно помещение в квартире (обычно это ванная) укрепляется стальными рельсами по ребрам жесткости. Если здание начнет рушиться, люди смогут укрыться там, выжить и дождаться спасателей.
Если бы НИИ сейсмостойкого строительства, упоминаемый в официальных СМИ, действительно заботился бы о сохранении жизней, то каждый гражданин Туркменистана знал бы, насколько надежно его дом защищен от стихийного бедствия и есть ли там помещение, где следует прятаться в случае катастрофы. Но никто ни о чем таком не знает, ответственные лица занимаются лишь личным обогащением. Видимо, они рассчитывают на то, что пока землетрясение не происходит, доказать их халатность нечем. А если оно произойдет — жаловаться уже будет некому.
Тела погибших при землетрясении в Турции туркменов отправили на родину
Туркменистан признал, что среди пострадавших от землетрясения в Турции есть его граждане
Страны Центральной Азии направили спасателей в Турцию
Из-за блокировок интернета люди в Туркменистане не могут узнать о судьбе своих родных в Турции
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}