Умер Фетхуллах Гюлен. Вспоминаем влияние турецкого проповедника на Туркменистан

20 октября 2024 года в США в возрасте 83 лет ушел из жизни турецкий проповедник Фетхуллах Гюлен. При жизни его называли вторым по влиятельности человеком в Турции после президента Эрдогана. Он являлся основателем движения Хизмет, которое спонсировало больше тысячи учебных центров по всему миру, в том числе в Туркменистане. Однако Эрдоган, зачищая политический ландшафт от оппонентов, добрался и до религиозного лидера — некогда своего союзника. Дружественный режим Туркменистана в начале 2010-х ликвидировал гюленовские школы, а выпускников начал преследовать. На родине деятеля обвинили в организации военного переворота и попытках создать параллельное государство. Какие зёрна Гюлен успел посеять в Туркменистане, как и почему их затоптали — в материале turkmen.news.

Фетхуллах Гюлен — прирожденный проповедник

Фетхуллах Гюлен родился в 1941 году (по другим данным — в 1938-ом) в селе Куруджук в провинции Эрзурум. Мальчик пошел по стопам отца-имама. Изучал арабский язык, религиозные и гуманитарные тексты, общался с гостившими у семьи богословами. Первую проповедь прочитал в 14 лет.

В 1959 году Гюлен получил лицензию имама-хатыба и стал служить в разных мечетях Турции. С конца 1960-х начал преподавательскую и просветительскую деятельность при частной коранической гимназии. Его предметом было не богословие, а, скорее, вопросы морали и этики в исламском контексте. Модель гимназии, ее работа с сообществом и меценатами стала прообразом школ движения Хизмет. Движение, название которого буквально переводится как служение, появилось примерно в эти годы.

В 1980 году военные захватили власть в Турции и начали гонения на священнослужителей. Гюлен ушел в отставку с должности имама, в 1986-м сдался властям. Его оправдали. Затем власть вновь перешла к гражданским, а влияние Гюлена стало возрастать — как мыслителя и общественного деятеля. Он активно налаживал межрелигиозные связи, поддерживал образовательные реформы, возглавил Фонд журналистов и писателей в Стамбуле.

Среди идей Гюлена и Хизмет важное место занимает пантюркизм — доктрина о величии Турции и необходимости сплотить вокруг нее все тюркские нации. Пантюркизм десятилетиями объединял деятеля с Эрдоганом, который называл Гюлена ходжа — учитель.

Гюлен осуждал радикальные исламистские группировки, говоря, что мусульманин не может быть террористом, а террорист — мусульманином. Этими словами он отреагировал на атаку на США 11 сентября 2001 года.

Тогда турецкий деятель уже жил в США: в 1999 году он приехал на лечение и больше не смог вернуться на родину. В Турции в 2000-м над ним провели заочный судебный процесс по обвинению в стремлении заменить светский строй режимом шариата. Партия Эрдогана сотрудничала с Хизмет ради правительственных выборов еще несколько лет, но напряжение нарастало.

С 2010-х Эрдоган начал всерьез опасаться движения, созданного его учителем. Последовали дела против участников Хизмет, а в 2016 году его связали с попыткой госпереворота и объявили террористической организацией.

Гюленовские школы: борьба за умы

Идеи Гюлена встречали как поддержку, так и сопротивление деятелей разного масштаба. Но совсем другое дело — привить эти идеи с детства, воспитать целые поколения просвещенных, терпимых и при этом лояльных Турции людей. Модель гюленовских школ, выросшая из образа гимназии, где он работал в 1960-х, постепенно развивалась и распространялась в Турции, а с 1990-х пошла на экспорт.

Тюркская Центральная Азия, конечно, была особенно важна. Гюленовские образовательные учреждения начали появляться там сразу после распада СССР. На территории СНГ их связывали с движением Нурджулар, которое имело близкое к Хизмет происхождение, но было более религиозно ориентированным. В Туркменистане к концу 2010-х каждый велаят мог похвастаться не одной турецкой школой, лицеем или учебным центром.

Несомненное преимущество школ — высокое качество обучения и современные стандарты в естественных и гуманитарных дисциплинах с упором на английский язык. Одновременно с этим с учениками (преимущественно мальчиками) ведут идеологическую работу: вводят в традицию светского ислама, обучают турецкому языку и идеям пантюркизма, готовят к получению образования в турецких вузах и, позже, работе на значимых должностях.

Золотой век и закат гюленистов в Туркменистане

Сам Гюлен утверждал, что не имел влияния на школы или какой-то выгоды от них и просто поощрял идею. Школы функционируют на средства меценатов — в разных странах и городах. Тем не менее выпускники этих школ, очевидно, формируют прочное сообщество. Самые одаренные после школ учились в вузах и получали ученые степени в Анкаре. А затем — через протекцию, а иногда и взятки со стороны уже состоявшихся коллег — строили карьеры в академиях, правительствах, госучреждениях.

Выпускники гюленовских учреждений постепенно проникали всюду. В Туркменистане эти учреждения восполнили недостаток собственного качественного образования. А на высокие посты, где этот недостаток особенно ощущается, охотно брали гюленистов, прошедших все ступени обучения, в том числе турецкие вузы. На посты в миграционной службе, службе по контролю за наркотиками, Минобороны, МНБ, МВД.

Не все бывшие студенты гюленовской системы стремились вернуться на родину или служить Турции. Получив доступ к внешнему миру, многие уезжали в западные страны. Некоторые из них открыто утверждали, что проталкивать на высокие посты своих — целенаправленная политика последователей Гюлена, а не просто товарищеская поддержка.

Из-за подобных примеров некоторые аналитики считают не такими уж праздными домыслы о политических амбициях и параллельном государстве Гюлена. Дружественный государству Эрдогана режим Бердымухамедова-старшего начал избавляться от турецких школ в 2011-ом и закончил к 2014 году. Некоторые считают это не просто жестом, а прямым исполнением заказа Эрдогана.

Настоящая же чистка началась после 2016-го. В июле группа военных в Турции захватила ряд стратегических объектов и попыталась захватить власть. Эрдоган ее удержал и быстро установил, что организаторами переворота якобы были Фетхуллах Гюлен и его последователи. В самой стране уволили десятки тысяч человек — от высокопоставленных чиновников до обычных госслужащих. Подвергли суду тысячи человек.

В Туркменистане начались гонения на бывших выпускников турецких школ.

333 года гюленистам

В феврале 2017 года в Ашхабаде провели закрытый суд над 18 бывшими выпускниками турецких учебных заведений. Родственники рассказали, что во время следствия к обвиняемым применяли весь набор запрещенных методов: угрозы, издевательства, психологические и физические пытки, в том числе электрошоком. Никакие показания, данные под этим давлением, не помогли кому-либо из них освободиться.

По обвинению в разжигании национальной и религиозной вражды и финансировании преступной деятельности половина осужденных получила наказание в 12 и еще половина — в 25 лет лишения свободы. Рабочая группа ООН признала лишение их свободы произвольным.

Как минимум двое из этой группы скончались в тюрьмах при невыясненных обстоятельствах. Из тюрьмы Овадан-Депе поступали новости о тяжелом состоянии еще одного узника.

Осужденные до ареста жили в разных регионах и вели разную деятельность. Безработные, преподаватели математики, географии и английского, предприниматели. Хотя в приговоре не упоминалось имя Фетхуллаха Гюлена, объединяющий фактор и связь с турецкими событиями были очевидны. По схожему принципу в Туркменистане задержали еще десятки человек.

Еще больше людей столкнулись с более мягкими формами давления. Бывших выпускников таскали на допросы, увольняли, лишали возможности вернуться на работу по специальности. Образовательная сфера потеряла из-за этого многих талантливых педагогов, завучей, директоров школ, которых уважали за равнодушие к взяткам и внимательное отношение к ученикам.

Однако бросилось в глаза еще одно обстоятельство, которое объединяло преследуемых гюленистов в Туркменистане. Некоторые из них, как, например, владевший супермаркетом А-Маркет Довлет Атаев, развлекательным центром Мердем Ресул Атагельдыев, банкетными залами Багтыярлык и Бахар Мухтар Сейидов, а также предприниматель Шатлык Ягмуров переходили дорогу бизнесменам из клана Бердымухамедовых. Политические статьи и предлоги не впервые стали подспорьем для устранения деловых оппонентов.

Наследие Фетхуллаха Гюлена и связанных с ним организаций противоречиво. Очевидно, далеко не всем распространяемые ими идеи сулили защиту прав и процветание. Однако, несомненно одно: Гюлен был лидером и мыслителем, который не просто декларировал величие близких ему концептов, но и активно работал над созданием этого величия через человеческий и интеллектуальный капитал — критически важный ресурс для современных государств.

Узник Овадан-Депе, так называемый гюленист, находится в тяжелом состоянии

Туркменистан: Лишь приближенные к Семье получают зеленый свет в бизнесе

В Туркменабаде открылся ранее закрытый ТЦ Довребап

Гурбангулы Бердымухамедов предложил выдвинуть Эрдогана на Нобелевскую премию мира

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post Умер Фетхуллах Гюлен. Вспоминаем влияние турецкого проповедника на Туркменистан appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

В США скончался проповедник Фетхуллах Гюлен
Турция поблагодарила Туркмению за поддержку в борьбе с организацией FETO
Туркменистан: События 2017 года. Отчет Human Rights Watch
Доклад HRW: Туркменистан остается одним из самых закрытых и репрессивных государств в мире
Туркменистан: ООН признала арест 18 гюленистов произвольным
Туркменистан: Лишь приближенные к Семье получают зеленый свет в бизнесе