Ведущий научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана Джума Оразклычев рассказал об исторических событиях, когда-то развивавшихся на древней туркменской земле. Свои труды он представил изданию CentralAsia.news.
Теория Гегеля Георг Гегель считал, что центральным объектом исторической науки является разум, и история в гегельянстве предстает в виде храма бесконечного духа, время от времени избирающего для своего воплощения те или иные народы, которые и являются творцами истории. Попробуем взглянуть на историю туркменского народа в призме гегелевской модели идеи ментальности, которая учит мыслить не сиюминутными категориями, а тысячелетиями и континентами.
Первые очаги цивилизации Туркменистан врывается в первые ряды древнейших центров цивилизации уже в эпоху неолита, то есть новокаменного века (8 5 тысяч лет до нашей эры). В Джейтуне, что в 30 км к северо-западу от Ашхабада, было положено начало земледелию, и в частности, культивированию злаковых. Поселение, состоявшее из 30 домов, построенных по единому стандарту, дало название всему неолитическому периоду региона Джейтунская культура.
Следующий рывок происходит в энеолите (5 3 тысяч лет до нашей эры), когда предки туркмен начинают пользоваться орудиями из металла. Жители Узбоя освоили ткачество и начали баловать своих дам украшениями серьгами и кольцами с такими драгоценными камнями, как сердолик и халцедон. Поселение Анау стало общемировой родиной культуры белой пшеницы, в честь чего здесь открыт единственный в мире музей Ак бугдай.
С наступлением бронзового века (3 1 тысяч лет до нашей эры), одновременно с Вавилоном, на территории Туркменистана возникает Алтын-депе.
Хронологически Алтын-депе соотносится со временем правления Огуз хана, о котором французский академик Жан-Сильвен Байи писал: Этот владыка был действительно просвещенным и обладал ярким светом знаний. Ж.-С. Байи, с учетом особенностей летоисчисления в древности, определил год 2924 до нашей эры как год, когда туркмены сформировались в единый народ.
Благодаря исследованиям Ж.-С. Байи мы теперь знаем, что туркменская нация является одной из древнейших в мире. Они были гигантами, пишет Ж.-С.Байи, потому что они были, возможно, высокого и сильного телосложения, или потому что внушаемый ими страх увеличивал их рост. Это были истинные Атланты.
Маргиана — страна чудес
Именно в это время, то есть, начиная с 3 тысячелетия до нашей эры предпринимаются первые шаги по установлению регулярных сообщений между очагами цивилизаций, появляются ростки межконтинентальной коммуникационной системы, представляющей собой торговые пути из Месопотамии через Центральную Азию в долину Инда и предгорья Памира. Центральным узлом этой зарождающейся глобальной организации мирового пространства был Алтын-депе.
В начале 2 тысячелетия до нашей эры в сердце Каракумов синхронно с древнекитайским государством, возникает страна Маргиана. Американская газета The Boston Globe отмечала, что Маргиана является древнейшим очагом человеческой цивилизации, наряду с Месопотамией, Египтом, Китаем и Индией. Маргианцы знали астрономию, математику и геометрию. Ювелиры довели до совершенства технику изготовления украшений из золота и серебра.
Маргианцы владели таким особым приемом обработки металлов как длительный обжиг, который считался до недавнего времени изобретением средневековья. Лингвисты, изучающие Авесту, пришли к выводу, что слово Моуру, упоминаемое в священной книге зороастрийцев, означает Маргиану, которая как нельзя более подходит на роль родины зороастризма.
Страшится римлянин стрел парфянина С 247 года до нашей эры начинает отсчет парфянская династия Аршакидов. Парфия… Это была империя богатырей! В туркменском языке есть слово пальван, производное от пахлаван, что значит богатырь. Член-корреспондент Российской Академии наук Геннадий Кошеленко указал на другое, забытое значение этого этнонима: пальван это не просто богатырь, это парфянин.
Парфия стала первой страной в мире, нейтральный статус которой был юридически оформлен международными договорами. Автором этого проекта был император Фраат III, заключивший соответствующее соглашение сначала с Луцием Лукуллом, в 69 году до нашей эры, а спустя 3 года — с Гнеем Помпеем. Парфянским богатырям пришлось доказывать заносчивым римлянам, что нейтральный не значит слабый, и в поэзии золотого века римской литературы навечно отпечатался страх перед Парфией. Вот строки Горация:
Уж легионы наши обрушивались На Парфию безуспешно дважды. Страшится римлянин стрел парфянина.
Парфяне сыграли ключевую роль в формировании Великого торгового пути, который получил название, не вполне заслуженное, шелкового. Выдавив Рим и Китай на задворки геополитики, Парфия превратила их в региональные державы, и сама встала во главе мировой экономики и культуры.
Сельджукский ренессанс
Эстафета контроля над континентами была подхвачена в VI веке созданной туркменами Огузской империей, получившей в историографии название Тюркского каганата. Французский востоковед Эдуард Шаванн, говоря о значении Огузской империи, называет ее краеугольным камнем мировой истории, отличавшейся не только военным могуществом, но и высочайшим уровнем искусства. Вот, приводимое историком описание походного шатра огузского императора: золотой трон, расставленные повсюду золотые статуи, урны, кувшины, бочонки для воды. Все эти шедевры ювелирного искусства — из золота!
В XI веке на политической карте мира появляется Великая Сельджукская империя, уже 3-я по счету туркменская держава № 1 на планете. Могущество империи был столь непререкаемым, что при Маликшахе был разработан проект разоружения, по своим масштабам первый в мировой истории: предполагалось уменьшить численность войска с 400.000 до 70.000!
Начавшиеся крестовые походы и прямой контакт Запада, и Востока стали катализаторами бархатной экспансии сельджукской цивилизации в Европу, что подготовило Старый свет к тому, что мы теперь называем европейским ренессансом. Период существования 3-х туркменских держав — Парфии, Огузской и Великой Сельджукской империй — можно назвать, по терминологии теоретика экзистенциализма немецкого философа Карла Ясперса, осевым временем. Большая имперская триада держала в своих руках организованное ею мировое пространство в течение полутора тысяч лет. Этот период имел глобальное значение не только для туркменской нации, но и для всего человечества. Народы и цивилизации все более и более втягивались в орбиту большой имперской триады, что способствовало формированию целостной ментальной карты мира.
Политическая и экономическая карты меняются относительно быстро и даже стремительно. Культурная карта мира обладает большей инерцией, но из-за взаимообогащения, культура того или иного народа, какими бы консервативными ни были ее основы, все же находится в постоянном движении. А вот ментальность народа, даже при стремительно меняющихся внешних атрибутах цивилизации, остается неизменной.
Священная Независимость Спустя несколько веков затишья, в 1991 году, туркменская нация, накопившая сил для новых исторических достижений, вновь вступила на мировую сцену, теперь как независимый Туркменистан. Уже через 4 года Туркменистан стал первым в мире государством, нейтральный статус которого был признан Организацией Объединенных Наций. Исторические исследования наглядно доказали всему миру, что туркменский народ верно следует курсом своих предков, которые уже 2 тысячелетия назад явили миру эталон нейтральной державы.
Ныне для туркмен наступил золотой век, в который, пользуясь терминологией Льва Гумилева, мы вошли на пассионарной волне с хорошим потенциалом. Академик Вадим Массон различал 5 пассионарных пластов, когда на туркменской земле происходили процессы, имевшие эталонное значение для всей мировой истории: Джейтун, Алтын-депе, Маргиана, Парфия и Великая Сельджукская империя. Необходимо добавить к этому списку Анау и Огузскую империю.
Таким образом, сегодня мы являемся не просто свидетелями, но и участниками подъема на гребне 8-й мощной волны. И хотя нынешние достижения независимого нейтрального Туркменистана не меркнут на фоне его блистательной истории, главные свершения еще впереди!