Многодневную экспедицию в Прикаспий совершили научные сотрудники лаборатории биоразнообразия Института пустынь, растительного и животного мира, сообщается в газете Нейтральный Туркменистан.
Работа проводилась по теме Мониторинг растительности прикаспийских пустынь и её хозяйственное значение.
На основе проведённых исследований учёным предстоит совершенствовать научные основы охраны и рационального использования растительного мира пастбищ Прикаспия.
По заданию Службы охраны окружающей среды было исследовано состояние насаждений на территории Национальной туристической зоны Аваза, а также в городе Туркменбаши. Отсюда путь пролегал вглубь Красноводского полуострова, на Туркменбаши-Пригарабогазскую намывную низменность, которая распространяется в виде узкой полосы от одноимённого залива до города-порта, на периферии местами представляет собой топкую и непроходимую солончаковую поверхность.
На распространённых здесь засолённых почвах встречается галофильная растительность, представленная в основном сарсазанниками. Рядом есть и песчаные почвы. Их растительный покров состоит из псаммофитов, являющихся полынными сообществами. Такие пастбища используются в течение всего года, они становятся разнообразнее для выпасаемых животных с наступлением второй половины весны и появлением однолетних травянистых эфемеров.
Севернее местечка Карши, а также в районе Дашкудука встречались небольшие табуны одичавших лошадей. В настоящее время они принадлежат Государственному объединению Туркмен атлары и служат генетическим материалом для поддержания пород туркменских лошадей. Они периодически приходят на водопой к колодцу Дашкудук с достаточно пресной водой, несмотря на то, что рядом море.
От Дашкудука через пески Октумкумы экспедиция продвинулась через эоловые нагромождения, сформировавшиеся за счёт перевевания морских песков и песчано-галичниковых образований. В этих местах ещё в 60-х годах прошлого века на глубине 20 метров обнаружена пресная грунтовая вода. Минерализация вод составляет всего 2 г/л для песков с большой мощностью характерна конденсация атмосферной влаги, пресноводные линзы часто сопутствуют песчаным пустыням.
В Чильмамметкумах на северо-западе страны есть озеро Ясхан вместе с одноимённым посёлком. А вокруг барханы, где наблюдается такая закономерность: на закреплённых местах господствуют сантолиполынники, а на полузакреплённых сообщества песчаной акации сюзенники, или солянки Рихтера черкезники. Здесь встречается две песчаные акации Конолли и Эйхвальда.
Также была описана растительность плато между заливами Гарабогазгол и Красноводским, а также кыров и распространённых серо-бурых суглинистых почв. Здешние подстилаемые коренные породы содержат гипс. Наиболее высокие точки плато находятся на уровне 300 метров над уровнем моря. Равнинный рельеф включает столообразные возвышения из останцев известковой по- роды, низины настоящие солончаки с солеустойчивой растительностью, а также участки с песчаными наносами. Их особенно много на восточной части плато, куда песок переносится ветрами с Чильмамметкумов. Растительный покров тут не очень густой, занимает до 40% пространства всё полынь и солянка.
Широко распространена кемрудская, туранская, бадхызская, сантолинная полынь они здесь образуют нескончаемые полынные моря, уходящие далеко за горизонт. И только дороги в виде прямых или извилистых лент пересекают эти полынники. В этом однообразии можно разыскать солянки деревцевидную (боялыч), восточную (кевреик), Рихтера (черкез), почечконосную (тетыр), галотамнус (чогон), ежовник (биюргун). Их высота не превышает одного метра. Низкорослость распространяется и на чёрный саксаул (оджар) здесь встречается его компактная кыровая форма. Эти кустарники встречаются редкими экземплярами среди многочисленных полыней.
Читайте также: