11 октября, после ряда публикаций в независимых информационных изданиях об использовании принудительного труда на хлопковых полях и акции протеста, которую провели активисты Cotton Campaign в Нью-Йорке, проправительственные туркменские СМИ впервые прокомментировали эту ситуацию и высказали свое видение проблемы.
Формально, официальной точкой зрения правительства Туркменистана эти публикации назвать нельзя, так как издания зарегистрированы в России и являются, по крайней мере юридически, российскими. Однако, учитывая их прежние, откровенно проправительственные публикации, а также тот факт, что одно из них (Arzuw News) на конференции ОБСЕ по человеческому измерению пиарил замглавы МИДа Вепа Хаджиев, их трактовку вполне можно принять как достаточно близкую официальной позиции туркменских властей.
С учетом этих оговорок, можно сказать, что это первая реакция Туркменистана на обвинения правозащитников в использовании принудительного труда на хлопковых полях. Поэтому эти статьи стоит разобрать подробнее.
Главный вопрос
Прямого ответа на основную претензию об использовании принудительного труда на полях, к сожалению, не дается. Однако, подразумевается, что люди едут на поля добровольно.
Примечательно, что принять участие в сборе хлопка может каждый гражданин вне зависимости от уровня занятости. Ряд туркменистанцев воспринимают сбор хлопка, как дополнительную прибыль к основному заработку, — пишет издание Turkmenportal.
Каждым гражданином, вне зависимости от уровня занятости здесь объясняется то, каким образом на поля попадают врачи и учителя, которые в это же время считаются работающими. Другими словами, согласно точке зрения властей Туркменистана, бюджетники добровольно едут собирать хлопок в свободное от работы время, желая заработать.
И хотя официально принудительный труд в Туркменистане действительно запрещен, на самом деле бюджетников вынуждают отправляться на поля, угрожая увольнением. От сбора хлопка можно откупиться, отправив вместо себя другого человека, в Туркменистане их называют наемниками. Это обойдется от 10 до 20 манатов ($0,5-1 здесь и далее по курсу черного рынка) в день. На поля отправляют либо недельными сменами, либо на один-два дня в течение рабочей недели и на выходные. Но это не означает, что откупившийся может оставаться дома, он по-прежнему обязан ходить на работу.
Можно ли на полях действительно заработать и сколько?
Можно, иначе бы вряд ли наемники соглашались работать вместо других. В целом размер заработка зависит от урожая, но больших денег работа в поле не приносит.
Как сообщают туркменские медиа, с октября этого года сборщик получает 60-80 тенге (3-4 цента) за килограмм собранного хлопка. До этого платили по 40-50. Это важные цифры, так как, по нашим данным, в реальности людям платят по 20 тенге, по информации главного редактора издания АНТ — до 30. Разница, очевидно, оседает в чьих-то карманах.
Дневной нормой считается 50 кг собранного хлопка. При хорошем урожае профессиональные сборщики могут собирать и по 70-80 кг, но это достаточно редко. Получается, что при идеальных условиях (50 кг по 60-80 центов и оплата от нанимателя) в среднем в день с новыми расценками можно заработать 40-60 манатов ($2-3). Из этой суммы необходимо вычесть затраты на питание и непредвиденные расходы, например, на дорогу, если нет автобуса для того, чтобы везти людей обратно в город.
В реальности ситуация намного хуже. В этом году, из-за неурожая хлопка на полях практически нет. Собрать удается менее 10 кг за целый день работы. И как упоминалось выше, платят сборщикам не 60-80 тенге за кг, что тоже не много, а всего лишь 20-30.
Но ведь в статье говорится, что сборщикам обеспечивают трехразовое питание?
Если верить сообщениям официальных СМИ, то да. Более того, помимо питания для сборщиков хлопка организуют полевые библиотеки и концерты.
На самом деле питание арендаторы полей предоставляют только солдатам, но за это срочники не получают оплату за собранный хлопок. Всерьез комментировать концерты и библиотеки не будем.
Тогда почему люди соглашаются на такую работу?
Как пишет сайт Turkmenportal, чтобы подработать к основному заработку, в реальности, чтобы хоть что-то заработать. В связи с тяжелейшей ситуацией на рынке труда, выбора у людей, особенно в селах, нет. Соглашаются и на такую работу, в надежде, что их отвезут на богатые урожаем поля, и они смогут собрать побольше.
Многие понимают, что, возможно, все деньги в этот же день уйдут на еду, но это будет относительно сытно прожитый день. Кроме того, нанимаются обычно на весь сезон, не зная заранее на сколько урожайным выдался год.
Почему хлопок не собирают комбайнами, ведь Туркменистан постоянно закупает дорогостоящую сельхоз технику?
Согласно версии туркменских изданий, ручной сбор хлопка чище и позволяет без потерь собрать весь урожай.
В реальности рабский труд просто дешевле, чем аренда техники. Кроме того, техника не всегда есть в свободном доступе. Как и все закупаемое государством дорогостоящее оборудование в Туркменистане, новую сельхозтехнику стараются прятать, чтобы не сломалась. Финансов на запчасти и ремонт в этрапских (административно-территориальная единица) бюджетах нет, а на случай проверок комбайны и тракторы должны быть в рабочем состоянии.
Что касается чистоты собранного хлопка, то из-за плановой экономики, звенья всех уровней заинтересованы не в качестве, а в количестве собранного урожая. Сборщикам платят за количество, а не качество, соответственно, они стараются, чтобы мешок с хлопком был как можно более тяжелым, а не чистым. Поэтому люди идут на различные ухищрения, начиная от спрятанных в куче хлопка мелких веток, листьев и даже камней, заканчивая тем, что в мешок заливают воду, которую впитывает хлопок, становясь тяжелее.
В количестве заинтересованы и арендаторы-дайхане, которые во что бы то ни стало должны выполнить план. Урожай сверх нормы они смогут продать частным предприятиям уже по рыночной, а не государственной цене.
С местных чиновников спрос идет также не за качество, а за количество.
Поэтому едва ли можно утверждать, что чистый хлопок важен сборщикам, арендаторам или чиновникам.
А как же арендаторы? Зачем они сеют и собирают хлопок, если это не выгодно?
Подробно о доходах и условиях работы дайхан рассказал постоянный автор Хроники Туркменистана Ата Гарлыев. Если коротко, то потому что другой работы нет.