Эксперт Юрий Аронский прокомментировал за счёт каких факторов Туркменистану удалось не погрязнуть в болоте кризиса.
Экономист, учёный, председатель Союза экономистов Туркменистана (СЭТ), представитель Координационного совета Международного союза экономистов, а также эксперт и постоянный автор редакции CentralAsia.news Юрий Аронский, 16 января в очередной раз выступил на страницах информационного издания. Он рассказал об итогах, прошедшего под суровым эпидемиологическим прессингом 2020 года в Туркменистане, как об экономическом феномене в условиях кризиса.
Национальный валовый внутренний продукт (ВВП) — важнейший макроэкономический показатель, отражающий все продукты и услуги в денежном выражении, произведенные в стране за год. Расходуя ВВП, можно выделить два основных направления — накопление и потребление. Накопление прежде всего подразумевает инвестиции в экономику, строительство новых производственных и социально-культурных комплексов. С обретением независимости в Туркменистане в структуре ВВП традиционно была высокая доля накопления. Например, доля строительной индустрии в ВВП стабильно выросла начиная с 2000-х годов примерно в 3 раза, достигнув к 2013 году почти 15%. Затем, правда, в условиях мировых экономических кризисов эта доля несколько снизилась, но и сейчас она выше 10%.
В настоящее время мировая экономика переживает не лучшие времена. Не успели страны оправиться от экономического кризиса 20152017 годов, как в конце 2019 года начался новый общечеловеческий кризис, вызванный пандемией коронавируса, включающий и социально-экономическую составляющую. Подавляющее большинство стран мира зафиксировали серьезные спады в ряде отраслей и общее снижение ВВП на величины порядка 4% -12%.
За счет каких же факторов экономике Туркменистана удалось избежать серьезного экономического кризиса? Прежде всего за счет того, что в экономике все последние десятилетия, как отмечалось выше, постоянно поддерживалась высокая доля инвестиций в валовом продукте. Это, наряду с десятками тысяч новых рабочих мест, позволяло существенно наращивать объемы выпускаемой продукции. Создавая современные высокотехнологичные производства, страна начала перерабатывать большую часть сырья (нефть, газ, хлопок, другие ресурсы) в конечные экспортные продукты, которые стоят на мировом рынке в разы дороже, чем само сырье.
Вот и сейчас, прежде всего за счет ввода в последние годы новых инновационных производств, чья продукция весьма востребована на мировых рынках даже в условиях кризисов, стране удалось продолжить поступательный рост своей экономики. Можно привести множество примеров таких производств, начиная от объектов малого и среднего бизнеса и заканчивая крупными промышленными предприятиями с многомиллиардными инвестициями в них.
Несколько примеров крупных промышленных объектов, которые введены ранее, и продукция которых сегодня существенно помогает росту национальной экономики. Реконструкция с многомиллиардными инвестициями нефтеперерабатывающих заводов Туркменистана, позволила наладить на них выпуск бензина и ряда нефтепродуктов по стандартам Евро 5, перерабатывая при этом более половины добываемой в стране нефти в продукцию, весьма востребованную и соответствующую сегодня мировым стандартам.
А ввод в эксплуатацию первого в мире завода по промышленному производству бензина из природного газа недалеко от столицы — Ашхабада, позволил в 2020 году государственному концерну Турменгаз нарастить производство экологически чистого бензина в 3,6 раза, а также почти на 20% увеличить объемы получения сжиженных углеводородных газов. Новое предприятие также обеспечило дополнительную занятость более 700 человек.
В быстром увеличении величины ВВП страны следует также специально отметить роль частного сектора, темпы роста которого даже выше, чем средние по стране. Так, например, по предварительным оценкам, в 2020 году по Союзу промышленников и предпринимателей Туркменистана темп роста объёмов производства промышленной продукции составил около 13,5%, сельскохозяйственной и продовольственной — 11,0%. В результате доля продукции и услуг частного сектора экономики в ВВП страны (без учета нефтегазового сектора) в 2020 году выросла с 66% до 71%.