Туркменистан раскрыл детали по итогам переписи 2022 года. Вот основные данные

Государственный комитет Туркменистана по статистике опубликовал национальный состав, структуру занятости населения и другие данные переписи 2022 года. С 1995 года в Туркменистане стало в 2,6 раза меньше русских и в 7,4 раза — казахов. Узбеков стало больше полумиллиона, но школы на их языке, наоборот, закрыли. Из одних показателей зияет общий кризис в стране, из других — разрыв между столицей и велаятами.

Напомним, последняя перепись в Туркменистане проходила в декабре 2022 года, а в июле 2023-го раскрыли общую численность населения — 7 057 841 человек, а также ее распределение по велаятам. Сейчас на сайте Государственного комитета по статистике доступны данные в разрезе по другим параметрам, например, полу и возрасту, образованию, национальности и гражданству.

Каждый разрез — в отдельном файле, внутри данные скомбинированы по нескольким параметрам. Например, можно узнать владение языками отдельно женщин и мужчин разных национальностей по разным велаятам. Однако в Национальном составе и владении языками в первую очередь примечательна картина в целом. Мы сравнили ее с данными переписи 1995-го года — численность и процент почти всех групп, кроме туркменов, заметно сократились.

В Туркменистане стало в 2,6 раза меньше русских, 7,4 раза меньше казахов и в 9 — украинцев. Начиная с 1991 года казахи, проживавшие в Туркменистане, устремились на свою историческую родину. Оралманам — так называют в Казахстане казахов-репатриантов — в рамках государственной программы оказывают помощь при переселении и предоставляют гражданство. 6,8% всех казахов, которые репатриировались с 1991-го по 2015-й, прибыли на родину из Туркменистана — это четвертое место после Узбекистана, Китая и Монголии.

Русские и украинцы после распада СССР и обретения Туркменистаном независимости тоже массово стали покидать Туркменистан и уезжать на свою историческую родину.

При этом численность узбеков выросла в 1,6, а белуджей — в 2,4 раза. Также вырос и процент белуджского населения, а узбекского — почти не изменился.

Как и прежде, большая часть узбеков проживает в Дашогузском велаяте: 489 тыс. из 642 тыс. человек. В велаяте их доля тоже почти не изменилась с 1995 года и составляет 31,57%. Белуджи же в основном сосредоточены в Марыйском велаяте — 85 тыс. из 88 тыс. человек. Относительно населения велаята это 5,29%.

Среди родных языков на первом месте, конечно, туркменский. А вот русский таковым считают в 2,6 раза меньше людей, чем в 1995-м (136 тыс. против 348 тыс. человек). В то же время узбекский указали родным 478 тыс. человек — по этому показателю он вышел на второе место. Белуджский — на четвертом месте (после русского).

Однако право получать образование на родном языке для узбеков и белуджей не реализовано, как, впрочем, и для большинства этнических меньшинств. Для некоторых из меньшинств отдельных школ и классов не существовало никогда, для других — школы на их национальных языках закрыли еще в 2000-х. Исключением остается школа имени Пушкина в Ашхабаде, где преподают на русском; при этом данная школа является скорее элитным учреждением для детей дипломатов разных стран, чем заведением исключительно для русскоязычного меньшинства.

Особый статус русского со времен СССР так и не потерял позиций в сознании многих туркменов, которые ищут непременно русскоязычных репетиторов, помощниц по хозяйству или супругов. В то же время узбеки, которые очень компактно проживают в Дашогузском велаяте (удобно!) и могли бы быть действующей силой в развитии связей с Узбекистаном (выгодно!) не могут изучать свой родной язык в школе хотя бы в качестве отдельного предмета.

Также интересны данные по внутренней миграции. Доля людей, которые живут в регионе не с рождения, выше всего в Ашхабаде: 188 тыс. из 1,017 млн человек, или 18,5%. Ниже всего в Дашогузском велаяте — 47 тыс. из 1,543 млн человек, или 3%. Эти данные отражают привлекательность разных регионов для людей и косвенно подтверждают разрыв в уровне жизни между столицей и велаятами. Удивительно, что чиновники решились их опубликовать.

В Дашогузском велаяте, кстати, меньше всего доля наемных работников, больше всего самозанятых. По факту речь не идет об экономической свободе и желании строить бизнес. Самозанятые — люди, которые вынужденно ищут альтернативный доход, потому что их менее охотно берут на работу.

Напомним, почти треть жителей велаята — узбеки, поэтому статистика в том числе отражает дискриминацию при найме по национальному признаку.

Отдельно раскрыли даже данные по безработице: она якобы составляет всего 5,4% по стране. Выше всего в Балканском велаяте — 6,2%. Среди городских поселений — в Дашогузском, 7,3%. Официально женская безработица примерно равна мужской и составляет 5,5%. При этом женщин на рынке труда на 35% меньше, чем мужчин.

В структуре доходов интереснее всего посмотреть на… детей. Точнее, сравнить их число с количеством людей на иждевении. В Ашхабаде 301 тыс. человек моложе трудоспособного возраста и 394 тыс. человек на иждивении. 31% разницы — вероятно, за счет студентов и/или людей трудоспособного возраста, но с инвалидностью: по закону они также считаются иждивенцами. Также это могут быть пожилые люди, которых в первую очередь обеспечивает семья, а не пенсия.

А в Дашогузском велаяте — 568 тыс. детей и подростков, на иждивении — 616 тыс. Разница в 8%. Вряд ли в Дашогузе поразительно меньше процент людей с инвалидностью. Скорее всего, дело в том, что здешним семьям не хватает денег, поэтому работать вынуждены даже те, кто должны быть освобождены от этого в силу возраста или состояния здоровья. Также молодые люди могут отказываться от высшего образования в пользу работы здесь и сейчас.

Но еще заметнее контраст между столицей и Лебапом, где на своих кормильцев могут положиться всего 508 тыс. человек при 501 тыс. детей в велаяте. Сомневаемся, что в третьем по численности велаяте всего 7 тыс. нетрудоспособных по здоровью людей. Зато достоверно знаем, что местных дехкан обворовывают и обирают коррумпированные чиновники — деньги, на которые семьи могли бы поднимать детей и поддерживать родных с инвалидностью, идут на их дворцы и иномарки.

В других велаятах ситуация не такая мрачная, но от Ашхабада они тоже сильно отстают.

Госкомстат решил опубликовать и данные по трудовой миграции туркменов за рубеж. Официально — в других странах работают 176 тыс. человек, или 7,6% всего занятого населения, и чаще всего на заработки уезжают из Ашхабада. Это еще один показатель, который вроде бы ничего не говорит об экономическом кризисе в стране, но какой еще можно сделать вывод, если из самого богатого региона люди стремятся на работу куда-то еще…

Стало известно, зачем расспрашивали про жилье: опубликовали отдельные срезы Жилищный фонд и Жилищные условия. Из них следует, что больше всего обеспечено жилплощадями… население Дашогузского велаята: по 28,3 квадратных метра на человека в сравнении с 22,9 в Ашхабаде. Но не стоит обманываться: больше половины жилого фонда Дашогуза — это глиняные дома, построенные преимущественно при СССР, не самые удобные и сейсмостойкие.

Особое внимание уделили тому, как жители страны обеспечены водой. 30% домохозяйств используют привозную и бутилированную воду — в основном это касается сельской местности. Туркменистан, как и другие государства Центральной Азии, входит в топ стран c водными рисками, включая нехватку питьевой воды, и, по прогнозам, ситуация будет становиться только хуже. Чтобы управлять водными ресурсами и смягчить эти риски, нужно правдиво описать текущую ситуацию, так что эти данные ценны.

Установить точную дату публикации всех перечисленных данных нам не удалось, однако файлы на сайте Госкомстата были созданы в августе 2024 года — публичный доступ к ним открыли тогда же или позже.

Официальные цифры, которые публикуют в Туркменистане, часто вызывают сомнения. В том числе сторонние аналитики не верят, что население страны составляет 7 млн, и придерживаются оценок от 2,7 млн до 5,7 млн человек. При этом источники turkmen.news рассказывали о таком уровне небрежности в проведении переписи-2022, что даже власти страны вряд ли увидели реальные данные. Тем не менее даже искаженные результаты дают представление о структуре населения и позволят следить за ней в динамике.

Тайная перепись. Как в Туркменистане прошло важнейшее статистическое исследование

Туркменистан официально раскрыл численность населения

Прокуратура Туркменистана: Умерший белудж сам нанес себе смертельные увечья под воздействием трамадола

В Туркменистане за четыре года количество детей с инвалидностью выросло почти на четверть

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post Туркменистан раскрыл детали по итогам переписи 2022 года. Вот основные данные appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

Рожденный ползать. Как коррупционеры монополизировали авиационную отрасль Туркменистана (видео)
Доходы в тени. Как устроена зарплатная политика в Туркменистане
В Туркменистане пьяный водитель насмерть сбил женщину. Его оштрафовали, а врачей осудили на два года
Транскаспийский маршрут: реальный обход России или борьба за пустышку?
Туркменские СМИ уверяют, что люди добровольно едут собирать хлопок ради дополнительного заработка. Разбор сообщений
Туркменистан: Жизнь в параллельных мирах (фото)