Туркменистан побеждает там, где нет соперников. Интервью с Байрамом Шихмурадовым по итогам Азиатских игр

27 сентября завершились V Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которые с большим отрывом в медальном зачете выиграла сборная Туркменистана.

Байрам Шихмурадов — главный редактор сайта Гундогар

Хроника Туркменистана побеседовала об этих играх с бывшим менеджером национальной сборной Туркменистана по футболу и главным редактором информационного сайта Гундогар Байрамом Шихмурадовым, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

Что такое Азиатские Игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам? Имеют ли они отношение к МОК и насколько они престижны для спортсменов?

Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам в их нынешнем формате проводятся Олимпийским советом Азии (ОСА) с 2013 года. До этого пытались проводить соревнования по боевым искусствам отдельно, однако опыт оказался неудачным — ограниченный зрительский интерес и, как следствие, низкая коммерческая привлекательность проекта создали организаторам большие проблемы с поиском места проведения соревнований. Азиатские игры в закрытых помещениях в то время проводились раз в два года, но так же не пользовались популярностью и не приносили доходов. Тогда было принято решение объединить закрытые помещения с боевыми искусствами, проводить их раз в четыре года и допускать в программу соревнования по отдельным олимпийским видам спорта. Ранее олимпийские виды в программу Азиатских игр в помещениях и Азиатских игр по боевым искусствам не входили, и это было одной из главных целей их создания — развивать и поддерживать виды спорта, не получающие внимания от Международного олимпийского комитета, телевидения, рекламодателей и т.п.

Несмотря на все старания ОСА, найти желающих провести первые объединенные Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам 2013 года долго не удавалось. Тогда было принято решение отправить турнир в южнокорейский город Инчхон, который готовился к проведению больших Азиатских игр-2014, и организаторам нужно было за год до события провести тестовые соревнования, чтобы проверить эту свою свою готовность. Ничего специально строить не пришлось, все уже было построено — так удалось обойтись без значительных расходов.

В 2017 году провести Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам добровольно вызвался Туркменистан, чем избавил руководство ОСА от грандиозной головной боли. А вот с играми 2021 года опять проблемы — до сих пор не известно, где они состоятся и состоятся ли вообще.

Престиж соревнованию обеспечивают его участники, а не размер конской головы над стадионом. Чем выше уровень и статус участников, тем выше спортивная конкуренция, тем престижнее соревнование. Большинство ведущих спортсменов из Китая, Австралии, Японии, Южной Кореи, Ирана, Казахстана в Ашхабад под разными предлогами не приехали. Ценность медалей, которые в отсутствие серьезных соперников пачками собирают представители Туркменистана, увы, невысока.

Для чего эти игры понадобились Туркменистану? Были ли у Ашхабада конкуренты?

Никаких конкурентов у Ашхабада не было. Проводить Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам дорого и невыгодно. Желающих выбрасывать деньги на ветер не нашлось даже среди пресловутых арабских шейхов, которым принято приписывать бездумную расточительность. В действительности же президент Туркменистана их всех перещеголял.

Туркменистану эти игры понадобились для того, чтобы дать возможность Бердымухаммедову и его ближайшему окружению ловить рыбу в мутной воде. При этом воду они замутили сами, устроив вокруг заурядного спортивного мероприятия грандиозную кутерьму. В самих же играх ничего плохого нет, если бы их не превратили черт знает во что.

Сборная Туркменистана с огромным отрывом выиграла эти игры в медальном зачете. При этом наши спортсмены не могут похвастать большими достижениями на мировой спортивной арене. У нас нет ни одной олимпийской медали. Чем вы можете объяснить такую разницу в результатах?

Отсутствием спортивной конкуренции и программой соревнований, специально составленной с расчетом на огромный отрыв сборной Туркменистана. Сборная Туркменистана на Ашхабадских играх как тот неуловимый Джо, которого никто не поймал, потому что он никому не нужен.

В тех видах, где действительно была конкуренция, где были достойные соперники, все сложилось для туркменских спортсменов традиционно бесславно. В тяжелой атлетике, вольной и классической борьбе не вошли в тройку лучших по медалям, получив хоть что-то в основном за счет небольшого количества заявленных участников из других стран. Плавание — ноль призовых мест, тхэквондо — ноль призовых мест, легкая атлетика — одна бронза, и та с очень низким результатом, благодаря дисквалификации конкурентов.

Зато там, где конкуренции не было — полный триумф! Из 245 своих медалей, более 200 сборная Туркменистана собрала в гореше, кураше, алыше и прочих разновидностях борьбы, отличить которые одну от другой для неспециалистов крайне затруднительно.

Туркменистан побеждает там, где нет соперников. На серьезных соревнованиях такого не бывает, поэтому и медалей нет.

Следите ли вы за выступлениями наших спортсменов на этих Азиатских играх и на других международных соревнованиях? Насколько, по-вашему, высок профессиональный уровень туркменских спортсменов?

Если говорить о видах спорта, входящих в программу Олимпийских игр, то в Туркменистане есть несколько спортсменов, способных достойно выступать на высоком международном уровне в дзюдо, боксе и тяжелой атлетике. В основном же представители Туркменистана показывают, крайне низкие результаты, и это ни в коем случае не вина спортсменов. Бегают, как умеют, а иногда даже быстрее, но этого недостаточно.

Мне интересно наблюдать за выступлениями спортсменов из Туркменистана. Когда-то я многих из них знал лично, теперь они стали тренерами, менеджерами. Я всем им желаю удачи и терпения. Они — последнее поколение, связывающее прошлое туркменского спорта с его будущим. Если они уйдут, останется одна борьба на поясах и это в самом лучшем случае.

Президент Бердымухамедов пропагандирует спорт и здоровый образ жизни: занимается в спортзале, катается на велосипеде. Строятся спортивные центры и стадионы. Почему эти меры не работают и уровень подготовки наших атлетов остается довольно низким?

Можете ли вы дать свои рекомендации властям, на что стоит обратить внимание в первую очередь, если они хотят вывести спортсменов на мировой уровень?

Чудес в спорте не бывает. Невозможно вдруг по желанию президента и стараниями кабинета министров начать побеждать. Когда-то у Туркменистана была своя спортивная история, спортивные традиции, однако все это оказалось никому не нужно после обретения независимости. Стараний отдельных энтузиастов, пересчитать которых можно по пальцам, не хватило для того, чтобы поддержать у власти и общества интерес к спорту. В итоге рухнула система детских спортивных школ, спорт высших достижений лишился финансирования, про спортивную медицину вообще забыли. Тренеры разъехались, спортсмены побросали тренировки и пошли работать на стройках либо охранниками в ресторанах.

Теперь вот президент якобы спохватился, бросился строить стадионы и кататься на велосипеде, но все это может вызвать только грустную улыбку и дыры в бюджете. Нужно создавать условия для тяжелого ежедневного труда спортсменов, а не платить сумасшедшие деньги английским и итальянским продюсерам за поддержание бредовых идей величия президента Туркменистана.

Вообще, это не дело властей выводить спортсменов на мировой уровень. Этим должны заниматься тренеры, врачи, спортивные менеджеры и отчасти спортивные чиновники, и то лишь только в той части, которая касается материального обеспечения работы профессионалов. Если говорить о пропаганде, то гораздо важнее создать условия для работы спортивных журналистов, а не показывать с утра до вечера по телевизору странного человека в нелепом зеленом трико и солнечных очках за 30 тысяч долларов.

Самый большой плюс от проведения Азиатских игр в помещениях и по боевым искусствам в Ашхабаде в том, что хоть на какое-то время спортсмены попали в центр внимания. Им привезли иностранных тренеров, дали возможность выбирать условия для тренировок, обеспечили экипировкой, финансировали поездки и даже платили какие-то деньги. Если все это продолжится и дальше, можно будет сказать, что азиаду провели не зря. До мирового уровня по-прежнему очень далеко, но шаг будет сделан в верном направлении.

На строительство Олимпийского городка, по официальным данным, Туркменистан затратил более $5 млрд. Окупятся ли когда-нибудь эти вложения? Что станет со всей этой инфраструктурой после того, как игры завершатся? Способен ли Туркменистан принимать другие международные чемпионаты, для которых можно будет использовать все эти мощности?

Никогда эти затраты не окупятся, это невозможно. Городок будет стоять, пока государство будет выделять деньги на его содержание. Потом он начнет разваливаться и с ним произойдёт то же, что произошло с олимпийскими объектами в Сараево, Афинах, Пекине, Сочи, Рио-де-Жанейро и прочих местах, где все это строилось исключительно для иностранных гостей и удовольствия местной элиты — гости разъехались, остались полуразваленные стадионы. В Ашхабаде все еще хуже, там даже гостей не было, за исключением многочисленных наемников и нахлебников, несколько лет кормившихся вокруг этой священной азиады за счет бестолковых хозяев.

Принимать соревнования конечно можно, но только те, которые, как и Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам, никому не нужны. Кто же захочет загонять коммерческое зрелище за высокий глухой забор? При нынешних туркменских порядках такого не будет никогда.

Еще статьи по теме

Волшебство начинается здесь: Täze Ýyl Harytlary Adat открывает сезон новогодних чудес
Благотворительный фонд Бердымухамедова выделит средства на строительство второй очереди Аркадаг-сити
Благотворительный фонд Бердымухамедова выделит средства на строительство второй очереди города Аркадаг
В Перу нашли останки кита возрастом 36 миллионов лет
Художественный публицист отметил значимость народных сказок в воспитании туркменского народа
Введён новый тариф Окувчы
Такси для школьников по специальному тарифу появилось в Туркменистане