Сложная эпидемическая обстановка в Туркменистане, власти которого официально не признают проникновение COVID-19, вынуждает руководство страны продлить карантин для коммерческой торговли до 1 ноября.
Туркменабад: прятки с проверяющими
Чтобы хоть как-то продержаться на плаву, арендаторы площадей в ТЦ Алтын совда меркези в Туркменабаде на протяжении всей осени изобретали разные способы обхода карантинных мер. Кто-то предлагал покупателям товар, стоя перед входом, кто-то пускал людей с черного хода и торговал внутри. Все это было рискованно, поскольку работники санстанции и пожарной части могли нагрянуть в любой момент и выписать штраф. Покупателям тоже пришлось трудно: в Туркменистане и так многие вещи приходится доставать, а не просто приобретать, а теперь этот процесс еще усложнился.
И продавцы, и покупатели надеялись лишь на то, что карантинные меры, введенные в конце лета, окажутся кратковременными, а не будут продлеваться месяц за месяцем, как это было в 2020 году. Говорили, что с середины октября можно будет торговать открыто, не прячась от проверяющих органов.
Но утром 15 октября арендаторам Алтын совда меркези сообщили, что карантин продлевается как минимум до начала ноября. Более того: им посоветовали готовиться к возможному продлению запрета торговли до конца года.
Арендаторы и продавцы в панике, — сказал один из продавцов. — Ведь несмотря на то, что продаж фактически нет, аренду помещений надо все равно оплачивать, а из каких средств? Продавцы чуть не плачут, им не на что кормить семьи.
Дашогуз: магазины на колесах
В Дашогузе карантин также продлен, предварительно, до начала ноября. Крупнейший в регионе Бай-базар закрыт уже полтора месяца. Продавцы переместились за его пределы и торгуют с земли. По всему городу можно увидеть такую картину: стоит грузовая машина с опущенными бортами, и идет бойкая торговля. Сельчане привозят в областной центр картошку, морковь, лук, молочные продукты, рис; предприниматели, чьи стационарные точки закрыты, также с грузовиков торгуют всем, чем только можно, — от канцтоваров до верхней одежды.
При этом коммерческие маркеты открыты все, и купить там можно все, что хочешь. Крупный торговый бизнес, в отличие от мелкого, более или менее держится на плаву. Но продукты, предлагаемые в маркетах, далеко не всем по карману. Большинство горожан предпочитают идти к грузовикам и отовариваться там. Это своего рода компромисс между маркетами и покупкой продуктов в магазинах по госценам (где каждая семья может приобрести лишь небольшой продуктовый паек ежемесячно).
Ашхабад: торговля на птичьих правах
Источник в столице сообщает, что многие ашхабадцы также с нетерпением ожидали середины месяца. Но 16 октября ничего не произошло. Толкучка в Чоганлы не открылась, частные магазины по-прежнему закрыты. В крупных жилых массивах столицы мелкие магазины в подвальных помещениях работают на свой страх и риск. Их могут прикрыть в любой момент.
В основном в таких торговых точках трудится молодежь. Уже в 6 утра молодые ребята начинают заносить привезенный товар и раскладывать его, чтобы к открытию в 8 часов уже было все готово. Рабочий день для них заканчивается после 23 часов, когда уже все снова увезено, а помещение убрано. И так каждый день. При этом все пребывают в постоянном напряжении, ведь работать приходится нелегально. Жильцы близлежащих домов также переживают, как бы их магазин не закрыли, иначе за самым необходимым придется ехать куда-то далеко.
Всех спасет интернет?
Приобрести нужный товар или воспользоваться необходимой услугой — теперь сложная задача. Соцсети полны вопросов: где купить ту или иную вещь, предмет одежды или обувь, сделать маникюр, нарастить ресницы или постричься. Предприимчивые коммерсанты этим пользуются. Они начали рекламировать свои товары и услуги в интернете, находить клиентов в тематических группах.
Однако необходимо осознавать, что процесс, который власти гордо называют цифровизацией, на самом деле затрагивает лишь малую часть туркменского общества. Интернетом пользуются меньше половины граждан страны. А чтобы попасть в те самые соцсети, надо еще и устанавливать VPN, чтобы обойти блокировки. Поэтому происходящее в соцсетях свидетельствует не о том, что граждане Туркменистана успешно решили проблему карантина, а о том, что от нехватки товаров и недоступности услуг страдает даже самая благополучная часть столичного общества. Как сейчас живут те простые небогатые граждане, которым не до поиска парикмахеров в интернете, — страшно даже представить.
Власти страны ни в 2020 году, ни сейчас не принимают никаких мер для поддержки бизнесменов, терпящих убытки от карантинных мер. Официальные СМИ в 2020 году почти не писали про запрет торговли, а сейчас вообще не пишут. Формально карантинных мер, как и самого коронавируса, в стране не существует. Тем временем на сегодняшний день чуть ли не каждый гражданин может рассказать о знакомых, переболевших COVID-19 или умерших от него.
В итоге карантин оказывается не только экономически вредным, но и бесполезным для борьбы с эпидемией. Граждане Туркменистана по-прежнему имеют широкие возможности заражать друг друга хоть на нелегальных толкучках у ворот закрытых рынков, хоть в элитных торговых центрах, которые никто не закрывал. Кто-то не может себе позволить соблюдать санитарные меры из-за бедности, а кто-то может себе позволить нарушать карантин благодаря своему богатству. Итог один: бедные и богатые болеют и умирают… Хотелось бы сказать, что одинаково, но нет: у богатых, по крайней мере, есть деньги на лечение. Гигантское социальное неравенство в Туркменистане сохраняется до конца, не теряя актуальности даже на смертном одре.
The post Торговый карантин в Туркменистане продлен до ноября appeared first on Turkmen News.