29 ноября в Европейском Парламенте в Брюсселе состоялась конференция, посвященная 75-летию Всеобщей декларации прав человека. На мероприятии выступили международные и региональные правозащитники, в том числе редактор turkmen.news Руслан Мятиев. Приводим его речь полностью.
Дамы и господа, я журналист и правозащитник из Туркменистана — одного из самых закрытых и репрессивных государств в мире.
На моей Родине люди не имеют гражданских и политических прав. Президентские выборы в марте 2022 года, прошедшие в отсутствие подлинной конкуренции, свободных СМИ и независимого избиркома, привели к династической передаче власти от отца к сыну. Сегодня две из четырех ветвей власти — законодательная и исполнительная — находятся в руках одной семьи. Эта же семья назначает судей и всех руководителей СМИ, таким образом полностью контролируя оставшиеся две ветви власти.
Но что говорить о гражданских и политических правах, ведь в Туркменистане не соблюдаются даже базовые права человека. Совсем недавно, 17 ноября, известной туркменской журналистке и гражданской активистке Солтан Ачиловой произвольно запретили вылететь из Туркменистана в Швейцарию. Там она должна была получить престижную премию Мартина Энналса, присужденную ей в 2021 году. На паспортном контроле в аэропорту Ашхабада сотрудники миграционной службы умышленно испортили ее паспорт и паспорт ее дочери. Затем женщинам сказали, что их документы недействительны, в связи с чем им не разрешили сесть на самолет.
Власти Туркменистана неоднократно подвергали Солтан Ачилову запугиваниям и преследованиям за ее работу. Она подвергалась слежке, интернет-ограничениям, психологическому давлению и физическим нападениям при полной безнаказанности нападавших.
Но, можно сказать, что ей еще повезло, так как многие другие туркменские активисты за свою деятельность попадают в тюрьму. Мой коллега Нургельды Халыков является ярким примером. В 2020 году он получил четыре года заключения за то, что поделился фотографией делегации Всемирной организации здравоохранения, приехавшей в Туркменистан для изучения готовности страны к COVID-19. Спецслужбы быстро определили источник этой фотографии и возбудили против Халыкова уголовное дело. Несмотря на многочисленные международные призывы к его освобождению, он до сих пор находится в заключении, и каждый раз, когда его имя появляется в прессе, его отправляют в карцер.
И, кстати, напомню, что Туркменистан официально остался страной, свободной от коронавируса, несмотря на десятки доказанных смертельных случаев из-за данного вируса. Этот режим не признает даже право на здоровье.
Критики режима, находящиеся за пределами страны, также не могут быть уверены в своей безопасности. В мае 2023 года туркменский активист Фархад Дурдыев был задержан в Турции и вскоре экстрадирован в Туркменистан, где, как сообщается, получил более 20 лет лишения свободы.
В октябре 2023 года еще один активист, Сердар Дурдылыев, был депортирован из Турции в Туркменистан, несмотря на наличие действующего вида на жительство. Его судьба в Туркменистане неизвестна.
В ситуации такой неопределенности десятки туркмен бегут в Европу и США, поскольку туркменские спецслужбы могут легко поймать их в Центральной Азии, Турции, России и Беларуси. Когда Россия вторглась в Украину, вызвав крупнейшую войну на континенте со времен Второй мировой войны, тысячи туркменских студентов, учившихся в то время в Украине, бежали в Европу вместе с украинскими беженцами. И что вы думаете? Многие из них до сих пор остаются в Европе и не хотят возвращаться в Туркменистан именно по тем причинам, о которых я вам уже рассказал.
Дамы и господа, в XXI веке, в 2023 году, в Туркменистане действует государственная система принудительного труда. Каждую осень десятки тысяч госслужащих — учителей школ и сотрудников детских садов, врачей, работников связи, банков и коммунальных служб — вынуждены собирать хлопок или платить собственные деньги за наемников. Отказ от сбора или оплаты приводит к выговорам, снижению зарплаты или даже увольнению. Туркменские фермеры также бесправны: правительство указывает им, что выращивать, когда начать, когда закончить, сколько они должны произвести и по какой цене продать урожай государству.
Хлопок, произведенный с использованием принудительного труда, или текстильные изделия из него попадают на рынки ЕС напрямую из Туркменистана, причем среди крупнейших покупателей находятся Италия, Испания, Португалия, Германия и Польша. Однако большая часть туркменского хлопка поступает в Европу через Турцию. Там из него производят одежду и на этикетках пишут: Сделано в Турции.
ЕС должен срочно принять Закон о запрете товаров, изготовленных с использованием принудительного труда, а также Директиву о комплексной проверке корпоративной устойчивости, чтобы компании были обязаны знать своих поставщиков до самых нижних уровней. Это освободит ЕС от товаров, произведенных с использованием принудительного труда, и пошлет четкий сигнал таким правительствам, как в Туркменистане, что права человека здесь — не пустой звук.
Наконец, Туркменистан — крайне коррумпированная страна. Коррупция режима влияет не только на благосостояние людей, вынуждая их эмигрировать. Коррупция также имеет и менее очевидные негативные последствия, например, на изменение климата. Сегодня Туркменистан является одним из рекордсменов по выбросам метана. Чтобы скрыть ущерб окружающей среде, режим приказал прекратить сжигание метана, а теперь просто выпускает его в воздух.
Вместо того, чтобы инвестировать в зеленую энергетику или хотя бы устранять утечки, режим тратит миллиарды долларов, буквально миллиарды, на бесполезные стройки — исключительно ради выгоды Семьи. Затем они ездят по миру в поисках денег на то, что сами обязаны обеспечивать, например, чинить те же трубопроводы, чтобы остановить утечку метана. Или же просят Всемирный банк профинансировать программу предупреждения коронавируса. И самое печальное, что туркменских диктаторов, отца и сына, тепло встречают в Берлине и Брюсселе, Будапеште и Лондоне.
От имени малочисленного туркменского гражданского общества, от имени бесправного народа Туркменистана я призываю вас не танцевать с диктаторами! Особенно сейчас, во время войны и ее последствий на энергобезопасность Европы. Не легитимизируйте их, не финансируйте их! Не допускайте в ЕС продукцию, созданную с использованием принудительного труда, не ратифицируйте Соглашение о партнерстве и сотрудничестве до тех пор, пока в Туркменистане не будет устойчивое уважение к правам человека. Свободу туркменским политзаключенным!
В рамках конференции также состоялись ряд встреч с европейскими депутатами и официальными лицами. На днях редакция выложит видео-выступление на своем канале в YouTube.
Правозащитники осудили запрет на выезд Солтан Ачиловой из Туркменистана
Координатор ООН в Туркменистане отказался комментировать письмо политзаключенных
Нургельды Халыков: Три года в тюрьме за отправку фотографии
Осужденному туркменскому правозащитнику Мансуру Мингелову исполнилось 49 лет
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Свободу туркменским политзаключенным! Редактор turkmen.news выступил в Европарламенте appeared first on Turkmen.News.