Turkmen.news пристально следит за состоянием судебной системы Туркменистана, а представители судебной власти следят за нашими публикациями. Иногда такое наблюдение приводит к положительным результатам, и значит — мы продолжаем. В конце октября 2024 года мы опубликовали очередной набор предложений, как улучшить работу судов, и отметили: с осени 2023-го, когда мы тоже поднимали эту тему, мало что изменилось. В ответ мы получили реакцию, в том числе из Верховного суда. Стало известно, что прогресс за год все-таки был, и неплохой. В то же время в список предложений высшему руководству Туркменистана можно добавить еще больше пунктов.
Что было достигнуто
В предыдущих публикациях turkmen.news обращал внимание на технологическую отсталость судов и всего процесса судопроизводства: например, чтобы оплатить госпошлину, нужно было бежать с квиточком в банк, а потом обратно. Теперь в зданиях судов появились терминалы, а узнать размер пошлины можно на сайте Верховного суда, что ранее тоже не было возможным.
Следом за первым материалом мы опубликовали жалобы и предложения самих судей. Справедливые приговоры сложно выносить, когда работать приходится без выходных, с раннего утра до позднего вечера, в душных помещениях без кондиционеров. И здесь тоже произошли заметные подвижки.
Теперь заседания проходят до 16 часов с понедельника по пятницу, изредка — одно-два утром в субботу. У судей появилось больше времени изучать дела после заседаний и полноценно отдыхать, проводить время с семьей. Это повышает их внимательность при рассмотрении дела, снижает вероятность служебных романов (которые неизбежны, когда люди днюют и ночуют на работе) и просто по-человечески облегчает жизнь служителей Фемиды.
Кроме того, хотя это и далеко от совершенства, но сейчас на судебный процесс выделяют больше календарного времени. Рассмотрения теперь не проходят в формате молний, когда судьбы истцов и ответчиков решаются за одно заседание. Показания сторон стали выслушивать в один день, а приговор выносить в другой. Между этими заседаниями у судей есть время изучить и переварить все сказанное в зале суда и сопоставить с письменными материалами дела.
Также постепенно ремонтируются здания судов и строятся новые.Turkmen.news публиковал разные предложения на этот счет: от установки кондиционеров до перепланировки залов заседаний. Чем именно могут похвастаться модернизированные суды, мы точно не знаем, но надеемся, что они хотя бы стремятся к уровню Копетдагского районного суда, который мы не раз приводили в пример.
Появился и долгожданный апгрейд законодательства, который разгрузил судей от мелких, но многочисленных задач, не требующих их внимания. Пока это только первый, но важный шаг на большом пути. Изменение затронуло имущественные споры и заключается в том, что, если суд постановил вернуть истцу право вселиться в квартиру, из которой его выселили незаконно, то в течение трех лет ему помогают осуществлять это право судебные исполнители. Если выселяют снова и снова, то всякий раз заново рассматривать это дело не нужно, обращаться следует именно к судебным исполнителям.
Наконец, в Туркменистане озаботились профессиональной квалификацией работников суда. Теперь их отправляют учиться в Академию управления при Президенте Туркменистана. Впрочем, толку от этого мало, почему расскажем ниже.
Изменения вселяют надежду. Однако фронт работ по-прежнему большой, а некоторые амбициозные начала успели застопориться. Это, в первую очередь, касается цифровизации: судейской системе здесь требуется активное содействие других органов власти.
Разблокировать цифровизацию
Верховный суд был бы и рад сделать свою работу более технологичной. В нем есть даже отдельное управление, которое отвечает за цифровизацию. Однако там не хватает специалистов, которые могли бы разработать, внедрить и поддерживать самые сложные и самые востребованные функции. А это оплата пошлин, подача исков и получение решений и приговоров суда онлайн.
Однако это вовсе не тупик. Во многих странах решать государственные задачи цифровизации приглашают частных исполнителей. Такие есть и в Туркменистане, и они успешно модернизировали онлайн-инфраструктуру Туркменских железных дорог и авиакомпании Туркменистан.
На пути цифровизации есть блоки и со стороны других ведомств. Так, онлайн-заседания (по гражданским делам) одновременно разгрузят работников судов и сделают правосудие доступнее пожилым гражданам и инвалидам-колясочникам. Но нынешний Гражданский процессуальный кодекс не предусматривает такую возможность — нужны законодательные изменения. А этим ведает Меджлис.
Необходимо также подготовить материальную сторону: закупить камеры высокой четкости и сетевые кабели. Расходы нужно утвердить сначала с Министерством финансов, а затем — с президентом. Пока что и этот процесс буксует.
Еще об эффективности
Перегруженность остается бичом туркменских судов. Нанять больше людей — самое очевидное, что можно предложить, но это и дорого и не всегда эффективно. Однако конкретно в туркменских судах расширить штат можно с умом.
Возьмем документооборот. В судопроизводстве очень много документов, и не все из них можно оцифровать. Протоколы, повестки, решения: их нужно вести, печатать, вручать, публиковать. Это требует внимательности, но отнюдь не глубоких юридических знаний судьи. Тем не менее часто эту работу выполняют сами судьи, при этом их ценная экспертиза и время уходят на бумажную волокиту.
На самом деле документооборот входит в обязанности помощника судьи. Однако бумаг так много, что судьям приходится отвлекаться от своей работы, чтобы помогать помощнику.
Почему так происходит? Обязанности судебных работников закреплены в законе О суде. Секретарскую работу выполняет помощник судьи, иногда его так и называют — секретарь. Но у него много и других задач, которые он тоже не успевает выполнять, потому что тонет в бумагах. При этом кадровое обеспечение и научно обоснованные нормативы нагрузки на судей и других работников аппаратов судов определяет Управление по организации деятельности судов. Либо управление неправильно рассчитывает нормативы и нужное число помощников, либо в список пора добавить ту самую отдельную секретарскую должность. И помощнику судьи, и секретарю найдется чем заняться.
Еще одно кадровое предложение диктует не столько идея эффективности, сколько здравый смысл. В большинстве этрапских судов трудится только по одному уборщику. Им нужно поддерживать в чистоте здание суда в целом, успевать в перерывах между заседаниями проводить санитарную обработку залов, туалетов и коридоров. Такая нагрузка больше годится для двух или даже трех человек.
Перепланировки и безопасность
Выше мы упомянули, что здания судов становятся лучше, выглядят современнее. Но здесь важно не просто придать внешнему виду суда красоту, а учесть специфику деятельности, для которой эти здания предназначены. Вот какие потребности отмечают сами судьи:
Нормативы, по которым проектируются или ремонтируются здания судов. Может показаться, что это бюрократия, но в этот пункт и упирается неприспособленность многих готовых зданий для судебных заседаний. Так, если по поводу работы суда в Гарабогазе кто-то воскликнет: Детский сад какой-то! — этот человек будет абсолютно прав: суд уже много лет находится в здании бывшего детского сада. Непонятно, проходят заседания в бывших игровых комнатах, к которым обычно примыкают кухни и туалеты, или спальнях, слабо удовлетворяющих следующему пункту.
В залах заседаний нужны отдельные вход и выход для судьи и для участников процесса. Представьте картину: заседание закончилось, одна из сторон или даже обе остались недовольны вердиктом… А судья вынужден проходить через всю толпу свидетелей, друзей и родственников, чтобы покинуть зал. Так может случиться новое правонарушение, в котором судья окажется пострадавшим.
Здания судов должны быть оборудованы металлодетекторами. Сейчас на заседание спокойно можно пронести любой опасный предмет. У вопроса безопасности тоже есть кадровая сторона: драки и дебоширы в судах есть (и, скорее всего, будут всегда), а утихомиривать их некому. Точнее, суды нанимают для этих целей охранников, но их полномочия ограничены. Вместо этого можно было бы подписать договор на вневедомственную охрану от МВД.
Правда, по информации другого источника turkmen.news, услуги МВД обходятся дорого: 180 000 манатов в год за охрану в 3 смены. Именно поэтому велаятские суды, например, сейчас берут вольнонаемных из МВД, а органы прокуратуры привлекают солдат-срочников.
Пресечь взятки
Конечно, судьи осведомлены не только о своей перегрузке или условиях труда, но и о коррупции в собственных рядах. И на этот счет тоже есть предложения.
Вышестоящие инстанции редко меняют решения этрапских судов, и именно этрапские судьи чаще всего берут взятки.Turkmen.news уже писал, что ответственность местных судов повысит выборочная кассация со стороны Верховного суда. Но посмотрим на средний (относительно стажа и квалификации) оклад этрапского судьи — 4500 манатов. Это примерно 230 долларов по реальному курсу. Даже такая зарплата является выше средней по стране, но достаточно ли ее для ответственной должности, на которую учатся и стажируются много лет, где ежедневно нужно принимать решения о судьбах людей? Особенно если судья обеспечивает семью.
Судьи полагают, что есть способы повысить обеспеченность и престиж профессии и снизить мотивацию брать взятки, даже если не поднимать оклад напрямую. Вместо этого можно:
отменить подоходный налог;
предоставлять бесплатное страхование здоровья, жизни и имущества;
обеспечить служебный телефонный номер каждому судье.
Кроме того, судам стоит выделить служебный транспорт — сейчас это скорее исключение. Судьи постоянно используют собственные автомобили и телефоны для работы.
На финал осталось самое интересное — требования судей к самим себе. Ведь никакие стимулы не обеспечат справедливость, эффективность и неподкупность, если судья к ним не способен.
Требования судей к себе самим
Сейчас все тот же закон О суде определяет, что судьей этрапского суда может стать гражданин Туркменистана, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и прошедший квалификационный экзамен. К велаятским и другим вышестоящим судьям требования выше, к судьям по административному и исполнительному производству — ниже. Вдобавок к этому нужно негласно пройти проверку МНБ, а с 2016 года — МВД.
Сами судьи считают, что кандидаты в их профессию должны отвечать более широкому списку требований:
Получать дополнительное образование. Эту идею уже реализуют, но конкретно в Академии управления при Президенте Туркменистана толком ничему не учат. Преподаватели, во-первых, набирают часы по блату, а во-вторых, сами обладают крайне низкой квалификацией. Впрочем, большинству слушателей даже такие знания не нужны: они сидят там ради бумажки. Одна из немногих в академии, кто действительно дает какие-то знания, — это экс-глава Меджлиса Акджа Нурбердыева. По мнению самих судей, стажировка в странах ЕС и приглашение в Ашхабад зарубежных лекторов и преподавателей были бы гораздо эффективней обучения в академии;
При получении квалификации судьи сдавать экзамен из трех частей: письменной, устной и моделирующей реальные судебные заседания;
Получить положительное заключение психиатра и ежегодно его обновлять;
Получить медицинское подтверждение, что у судьи нет тяжелых хронических или прогрессирующих заболеваний;
Не иметь долгов по кредитам;
Ежегодно сдавать декларацию доходов и имущества: это поможет пресечь получение взяток в виде, например, автомобиля. Эта мера уже существует в законе, но не работает на практике;
Не проживать в этрапе, в который назначают, чтобы отношения с соседями не сказывались на судебных решениях.
Ежегодно проходить испытание полиграфом с единственным вопросом: Вы брали взятки за прошедший год?.
При этом пресловутые проверки уч арка, которые проводит МНБ, в судебной системе тоже критикуют. Есть грамотные помощники судьи, но они не могут подняться выше из-за деда или тестя, — комментирует один из источников. Он добавляет, что назначения и продления сроков полномочий часто произвольны — это снижает мотивацию судей стараться на своем месте и повышать квалификацию.
Если безнаказанность чиновников и повсеместная коррупция — одни из главных бед Туркменистана, то справедливые и сильные суды помогут с ними разобраться. Поэтому хочется верить, что и этот пакет предложений, которые turkmen.news собрал от самих участников судебной системы, дойдет до высшего руководства Туркменистана. И еще через год можно будет отметить галочками хотя бы половину пунктов, а заодно получить отзывы простых людей, что они, наконец, доверяют судам.
Исправлению подлежит. Идеи развития судебной системы Туркменистана
А судьи что? Представители судейского сообщества ответили на критику turkmen.news
Суд на уровне XX века. Как усовершенствовать туркменское правосудие?
Коррупция вместо цифровизации. На какие средства закупается бумага в судах Ашхабада?
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Судебная система Туркменистана: есть прогресс и новые потребности appeared first on Turkmen.News.