13 мая президент Туркменистана назначил Батыра Аманова на должность вице-премьера правительства, убрав его с поста председателя государственного концерна Туркменгаз. Несмотря на откровенные провалы и многочисленные взыскания на предыдущей должности, теперь ему поручается кураторство всего топливно-энергетического комплекса страны. Батыр Аманов — непрямой родственник Сердара Бердымухамедова. Его двоюродный брат Ыхласгельды Аманов женат на родной сестре туркменского президента Гульджахан.
Провал как трамплин
Всего четыре месяца назад, в январе 2023 года, Батыр Аманов получил от президента строгий выговор с последним предупреждением за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, допущенные в работе серьезные недостатки. А месяцем ранее, в декабре, ему был объявлен выговор по итогам 11 месяцев 2022 года. Если же покопаться в архивах, то можно узнать, что строгий выговор с последним предупреждением Аманову выносили и в ноябре 2021 года. Но в итоге это предупреждение оказалось пред-предпоследним… Перед повышением.
Недостатков в работе Аманов допускал предостаточно. Он провел на посту главы госконцерна без малого три года, и это был не самый успешный период для газовой отрасли. Конечно, на многое чиновник уровня Аманова не имеет влияния. Главы госконцернов вынуждены терпеть, в частности, самые разные прихоти семьи президента — будь то приказы выделить деньги на реконструкцию своих дворцов, требование срочно устроить кого-то на работу или, наоборот, уволить. Но все же, насколько можно судить по сообщениям источников, председатель концерна Батыр Аманов не особо страдал от такого положения дел, а лишь старался в меру сил набивать собственные карманы.
Ситуация резко обострилась в 2022 году, когда российский Газпром из-за санкций обратил внимание на азиатские рынки. Туркменистан, обладающий четвертыми в мире запасами природного газа, имел все шансы противостоять конкуренту на своем поле. Но Туркменгаз не смог ими воспользоваться. В частности, месторождение Галкыныш из-за коррупционных схем оказалось не готово к морозам января 2023 года. Поставки газа в Узбекистан на несколько дней прекратились, а ведь именно тогда узбекская сторона вела активные переговоры о дальнейшем сотрудничестве с Россией. Авария сказалась и на поставках в Китай, и вот уже Газпром смещает Туркменистан с первого места в списке продавцов газа в эту страну.
Практически одновременно из-за некачественного оборудования оказались приостановлены и своповые поставки газа в Азербайджан. И это тогда, когда российские чиновники напрямую заявляют о недопустимости строительства газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном! Складывается впечатление, что Аманов и его коллеги работают в интересах не той страны, гражданами которой они являются.
Наказание за январскую аварию пока что понес только бывший заместитель главы Туркменгаза Атамурат Чарыев. Ему дали восемь лет лишения свободы.
Родственников много не бывает
Справедливости ради стоит отметить, что Батыр Аманов реально опасался результатов проверки Туркменгаза со стороны Генеральной прокуратуры. Источники сообщают, что в последнее время он не спал ночами, ожидая, что вот-вот придут и за ним. Он совершенно не был уверен в собственных карьерных и жизненных перспективах.
Даже кураторы Туркменгаза в Министерстве национальной безопасности были уверены Аманова по итогам проверок как минимум снимут, а как максимум посадят. Но вместо наручников (или хотя бы позорного увольнения) чиновник получил повышение, став смотрящим за всей нефтегазовой отраслью Туркменистана. А все потому, что он родственник Сердара Бердымухамедова. Батыр Аманов приходится двоюродным братом Ыхласгельды Аманову, который женат на родной сестре Сердара, Гульджахан. Отец Ыхласгельды, Джумагельды Аманов, и отец Батыра — Амангельды Аманов, являются родными братьями.
Источник turkmen.news в правительстве страны отмечает, что Аманов — худший из всех вариантов на должность вице-премьера, и ожидать от него обещанного президенту увеличения показателей добычи и экспорта нефти и газа не стоит. Наоборот, всей отрасли, которая и так находится в плачевном состоянии, грозит полный крах.
Батыр Аманов как специалист нефтегазовой отрасли не стоит ничего. Источники отмечают, что максимум, на что способен этот руководитель, это отвечать за организацию субботников и других массовых мероприятий для своих подчиненных. Правда, есть у него еще один отработанный навык — это способность протолкнуть любой проект с любой местной или зарубежной компанией, нарисовать любые цифры и представить их наверх — лишь бы платили откаты. За эту способность Батыра Аманова в Туркменгазе прозвали моджахедом и терминатором.
Назначение на высокие посты своих родственников — обычная практика обоих туркменских президентов из семейства Бердымухамедовых. Так, до недавних пор заместителем главы того же Туркменгаза трудился двоюродный брат Сердара, Ахмет Гельдымурадов. Лишь осенью 2022 года он рассердил своего кузена, ударив в баре бутылкой по голове высокопоставленного прокурора. Драка попала на видео, после просмотра которого Сердар уволил Ахмета. А если бы не алкоголь и взрывной характер, Гельдымурадов наверняка еще долго бы тихо сидел на своей должности. Хорошие специалисты в нефтегазовой отрасли президенту не нужны, главное — чтобы все было под контролем семьи.
Роуд-шоу на дорожку
Финальным выступлением для Батыра Аманова на посту главы Туркменгаза стало так называемое Международное роуд-шоу по привлечению иностранных инвестиций в топливно-энергетический сектор Туркменистана. Мероприятие состоялось 26-27 апреля в Дубае, и, как и предсказывал turkmen.news, оказалось не более чем поводом выгулять за рубежом высокопоставленных коррупционеров.
Выступая на форуме, Аманов заявил, что в скором времени Туркменгаз будет поставлять 65 миллиардов кубометров газа в год. Однако он уточнил, что это произойдет в том случае, если будет реализована четвертая нитка [трубопровода] в Китай. Однако и сам Аманов, и его подчиненные, и руководители прекрасно знают, что строительство этой нитки еще даже не начато (хотя обсуждают ее уже много лет). Будет ли этот проект осуществлен в ближайшей перспективе? Скорее нет, чем да, если учесть успехи Газпрома на китайском рынке.
Но даже если трубопровод будет построен, то, по мнению специалистов, далеко не факт, что Туркменгаз сможет реализовать свой план по поставке 65 миллиардов кубометров. У страны нет для этого ни необходимого количества скважин, ни денег на их бурение. Сейчас госконцерн с трудом справляется с поставкой в Китай 30-35 миллиардов кубометров газа в год и параллельно лихорадочно ищет инвесторов в том же Китае, ОАЭ, Саудовской Аравии и Катаре. Именно с целью привлечения инвесторов было организовано и роуд-шоу… Но достичь успеха на этом поприще туркменская сторона не смогла.
Представители иностранных компаний, участвовавшие в роуд-шоу, на самом деле прекрасно знакомы с реальной ситуацией в энергетическом секторе Туркменистана. Истинной целью их приезда в Дубай было, скорее, решение своих собственных проблем, нежели возможность стать потенциальными инвесторами туркменских компаний. До недавнего времени для таких кулуарных переговоров организовывались международные выставки в Ашхабаде. Но в последнее время МНБ стало проявлять повышенный интерес к общению туркменских чиновников с представителями иностранных компаний. В итоге заинтересованные лица решили устроить мероприятие в Дубае, где проще выскользнуть из-под всевидящего ока чекистов.
По данным источников, Аманов и другие руководители прекрасно осознают описанную обстановку и относятся к ней с предельным цинизмом. В кулуарах они сами смеются над озвученными с трибун цифрами и прогнозами — теми самыми, которые впоследствии ложатся на стол президенту и поступают для публикации в государственные СМИ.
Что же касается инвесторов, то Туркменистан не только не привлекает новых, но и теряет старых. По данным источника turkmen.news в одном из силовых ведомств, уход из страны готовит российская компания Арети (бывшая Итера). Сейчас компания избавляется от своих офисов. По мнению наблюдателей, у Арети если и осталась работа в Туркменистане, то лишь полевая, поэтому ей достаточно мобильных офисов, без полноценных зданий. В частности, россияне отказались от проекта бурения на шельфе Каспийского моря, запланированного в 2021 году.
Уходить собираются и французская Total, и японская Kawasaki. Туркменским чиновникам стоило бы вспомнить, что паразитировать можно лишь на живом организме. Если нефтегазовый сектор окончательно умрет от отсутствия инвестиций и грамотных специалистов, — обогащаться за его счет больше ни у кого не получится.
А впрочем, для таких, как Батыр Аманов, это не столь страшная угроза. За годы работы он уже сколотил несметное состояние на тендерах по поставке оборудования, реагентов и запасных частей для нужд нефтегазового сектора. Но самой хлебной его должностью была работа директором Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов — самого денежного предприятия энергетического комплекса Туркменистана. Этот пост он занимал до назначения главой Туркменгаза.
Банка с пауками?
Кадровые перестановки в нефтегазовом секторе, естественно, затронули не одного Аманова. Чтобы освободить для него место вице-премьера, пришлось снять с этой должности Аширгулы Беглиева, который был назначен на пост в феврале 2023 года и буквально только начал осваиваться, расставляя по ключевым постам своих людей. Наблюдатели отмечают, что в правительстве уже начали злорадствовать: предполагалось, что трехмесячное вице-премьерство Беглиева завершилось крахом. Но затем стало известно, что чиновника перевели на вполне достойную должность советника президента по нефтегазовому сектору.
В свою очередь, новым главой Туркменгаза стал Максат Бабаев, который уже возглавлял госконцерн на протяжении нескольких месяцев в 2017 году. Потом он также несколько месяцев был вице-премьером, а затем его по неизвестным причинам отправили в ссылку — перевели на пост главы управления капитального строительства полимерного завода в Киянлы. Именно благодаря Беглиеву Бабаев вернулся в Туркменгаз на пост заместителя председателя, а теперь вновь возглавил концерн.
Как можно видеть, фортуна туркменских чиновников переменчива и явно опирается не на объективные профессиональные данные, а на какие-то невидимые извне связи и интриги.
Эксперты отмечали, что Беглиев так же плохо ориентируется в ТЭК, как и Аманов, однако пользуется уважением президента. Сердар Бердымухамедов убежден, что Беглиев — грамотный человек, что бы это ни значило. При этом предполагалось, что на посту вице-премьера грамотный человек долго не продержится.
Но вот с кандидатурой его преемника аналитики ошиблись. Они предсказывали, что все шансы стать новым вице-премьером есть у главы Туркменнефти Гуванча Агаджанова. Как можно догадаться, теперь Агаджанов недоволен, что Аманов его обошел. Еще один враг нового куратора ТЭК — зампредседателя Туркменгаза Мурад Арчаев. Источники отмечают, что Агаджанов и Арчаев давно недолюбливали Аманова, а теперь, скорее всего, будут предпринимать все возможные усилия, чтобы его подставить. Сам Аманов прекрасно это понимает и готов к превентивным действиям.
Иными словами, вместо развития нефтегазового комплекса в нем будут развернуты конфликты и интриги. Хотя на самом деле данной отрасли требуется уже даже не развитие, а спасение. Новые высокопрофессиональные руководители, тотальные чистки коррупционеров, всевозможные административные и структурные реформы… Напомним, что нефтегазовый сектор является ключевым для туркменской экономики. Запасы нефти и газа в стране таковы, что могли бы обеспечить бюджет высочайшими доходами, а гражданам безбедную жизнь. Но в сложившейся ситуации безбедной жизни удостаиваются лишь те, кто сам умудряется об этом позаботиться.
Некоторые из заботливых забывают не только о простом народе, но и о том, что в Туркменистане нефть и газ неофициально считаются собственностью семьи Бердымухамедовых. Те же Агаджанов, Арчаев, Бабаев и многие другие активно зарабатывают на откатах по тендерам, даже и не думая об интересах семьи президента. Они прочно скооперировались в этой работе со многими иностранными компаниями. Это довольно рискованная деятельность, но с учетом кадровой чехарды и непрофессионализма, царящих в нефтегазовом секторе, даже такие нарушения годами могут оставаться невидимыми. Может быть, именно из-за этого Бердымухамедовы и пытаются расставлять своих родственников по ключевым постам. Какой-никакой, а все-таки контроль.
Бердымухамедов объявил выговоры главе Туркменгаза и вице-премьеру за историю со своим родственником
На круги своя. Первые кадровые решения нового нефтегазового вице-премьера
Бывшему заместителю главы Туркменгаза дали восемь лет за аварию на Галкыныше
Поиск инвестиций или выгул коррупционеров? Чего ждать от нефтегазового форума в Дубае
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Сердар Бердымухамедов назначил своего родственника вице-премьером по ТЭК appeared first on Turkmen.News.