Селу Горджов настал Аркадаг. Из-за возведения нового города у людей отняли дома и участки

29 июня, в день рождения экс-президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, был торжественно открыт новый город, названный его титулом — Аркадаг. В прошлом на этом месте располагалось село Горджов, судьбы жителей которого теперь никого не волнуют.

Село Горджов Гекдепинского этрапа Ахалского велаята было известно тем, что в 1939 году там родился известный бахши (бард) Чары бахши, он же Чары шахир. И это, собственно, все. Ничего другого в открытых источниках не сохранилось, не найти даже фото села. Но местные жители его любили. Они жили там поколениями, возделывали землю, строили дома. В селе исторически занимались овощеводством, виноградарством и виноделием.

В 2018 году Хронике Туркменистана стало известно, что жителей села Горджов неофициально предупредили о возможности сноса их домов для строительства нового города. Вскоре после этого национальные СМИ торжественно сообщили о планах возведения Аркадага (который на тот момент еще не имел названия).

В итоге село действительно снесли. Как теперь сообщают источники turkmen.news, местным жителям выдали новое жилье, не спрашивая, чего они хотят: квартиру, участок под застройку или просто денежную компенсацию. А в будущем им пообещали предоставить квартиры в новом городе. Все, что осталось от села, — это этрап Горджов в составе Аркадага.

Пожилые люди, прожившие в селе всю жизнь, были в шоке. Один пенсионер не смог пережить этой новости, он скончался от инфаркта, — рассказывает бывшая жительница села Горджов. — А его жене и детям дали квартиру на седьмом этаже. Они, конечно, недовольны, им хотелось бы и дальше жить в частном доме. Но их никто не спрашивал.

Стоит отметить, что в десяти километрах от Горджова находится село Бабарап — малая родина Бердымухамедова. Если уж ему пришло в голову построить новый город на важном для себя месте, то честнее было бы снести Бабарап. Но об этом речи не заходило. Аркадаг решил усидеть на двух стульях: и сохранить свое родовое село, и создать город практически на месте своего рождения.

Да и жалко, наверное, было разрушать красоту. Источники отмечают, что за годы правления второго президента село Бабарап преобразилось: вместо бедных одноэтажных домов там вознеслись дворцы родственников главы государства, а также многоэтажные школы, детсады, дома культуры, физкультурно-оздоровительные центры. При этом и в Горджове, и в другом соседнем селе, Келеджаре, все осталось по-прежнему: неказистые домишки простых людей. Сноси — не хочу.

Перспективы самого Аркадага местные наблюдатели оценивают с долей цинизма. Новый город позиционируют как умный, то есть там буквально все — как в общественных местах, так и в квартирах, должно работать с помощью цифровых технологий. Но вот как раз с последними в Туркменистане беда. Даже самые обеспеченные ашхабадцы перед покупкой робота-пылесоса вынуждены выяснять у знакомых, будет ли устройство той или иной марки работать без интернета. Если нет, то трата окажется напрасной: в Туркменистане заблокировано три четверти мировых IP, то есть страна фактически существует в режиме постоянного локдауна. Кстати, в день открытия Аркадага из-за приезда большого количества иностранных гостей блокировки только усилились.

Но дело не только в блокировках, а также в отсутствии интеграции технологий в повседневную жизнь. Туркменистан до сих пор существует в реалиях, которые были характерны для других стран в начале нулевых. Люди до сих пор вносят квартплату в банке, а не в онлайн-приложениях. Очень многие граждане вообще не пользуются интернетом, а у некоторых жителей сел нет даже мобильных телефонов. Почему бы не решить проблему глобального технологического отставания по всей стране? Зачем строить отдельный город, где все якобы будет по-другому?

Для людей, которые еще не освоили интернет, очень важны бумажные книги. На первый взгляд, с этим нет проблем: в Аркадаге возвели большую библиотеку. Однако источники turkmen.news отмечают, что в последние годы в государственные библиотеки Туркменистана не завозят никаких новых книг, кроме творений, собственно, Аркадага-Бердымухамедова. Он издал уже несколько десятков книг, посвященных самым разным темам, от лекарственных трав до смысла жизни.

Также наблюдатели сомневаются, что, несмотря на весь ум, строителям Аркадага удалось решить актуальную для Туркменистана проблему дефицита воды. В теплое время года вода в ашхабадских элитках не поднимается выше шестого этажа (хотя там установлены мощные насосы), а в старых домах и вовсе не выше первого. Сейчас, летом 2023 года, в столице отключили даже фонтаны, включая комплекс Огузхан и его сыновья, вошедший в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире.

Очень вероятно, что скоро мы услышим аналогичные жалобы и от жителей Аркадага. Торжественное открытие состоялось, ряд сертификатов из книги рекордов Гиннеса получен… А о повседневных удобствах аркадагцев можно уже не заботиться.

Еще одна примета нового города — показная инклюзивность, то есть приспособленность для инвалидов. В частности, там проложили 130 километров тактильных дорожек для слабовидящих. Но это противоречит практике, сложившейся в Туркменистане еще со времен первого президента Сапармурата Ниязова: инвалиды не должны светиться на публике. Через год после Азиады-2017 должны были состояться Паралимпийские азиатские игры, но в итоге власти Туркменистана не пошли на этот шаг. А когда Красным полумесяцем Туркменистана руководила сестра Аркадага Гульнабат Довлетова, она закрыла кухню для кормления инвалидов и отменила оказание помощи инвалидам второй группы, сохранив эту услугу только для первой группы.

В конечном счете город Аркадаг оказывается, с одной стороны, игрушкой для экс-президента, передавшего власть сыну Сердару Бердымухамедову, а с другой — показательным проектом для демонстрации западным странам. Цифровые технологии, инклюзивность — это именно западные ценности, которые власти Туркменистана не разделяют, но хотели бы внешне им соответствовать.

А в финале, по мнению наблюдателей, Аркадаг ожидает слияние с Ашхабадом. Новый город расположен очень близко к столице. Вероятнее всего, впоследствии его присоединят к ней, как это сделали с Бюзмеином. Существует интрига: что к чему, собственно, присоединят. Объединенный населенный пункт могут назвать как Ашхабадом, так и Аркадагом. Вероятно, окончательное решение зависит от того, какое положение на тот момент будет занимать семья Бердымухамедовых и насколько влиятельным внутри этой семьи останется Гурбангулы.

Из-за приезда гостей на открытие Аркадага в Туркменистане ужесточили блокировку интернета

Гурбангулы Бердымухамедову подарили на день рождения медаль, орден и город Аркадаг

Вслед за городом и телеканалом в Туркменистане появились газета и футбольный клуб Аркадаг

В день смерти Туркменбаши в Туркменистане назвали город Аркадагом

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post Селу Горджов настал Аркадаг. Из-за возведения нового города у людей отняли дома и участки appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

Радиостанции Owaz, Watan, Miras и Çartarapdan сменили частоту вещания на территории Ахалского велаята
Герой-Аркадаг Туркменистана ознакомился с рядом строительных проектов
В Туркменистане музей Махтумкули собрал ценные экспонаты
На месте снесенного села Маныш строят дачу для сестры президента
Данатар Чарыев: грани живописного мастерства
Kloop (Киргизия): страх и ненависть на Солтон-Сары. История о том, почему мы нужны Китаю, а он нужен нам