Ашхабадский цирк подготовил к новогодним праздникам и зимним каникулам новую-шоу программу.
Его кардинально реконструированное здание открылось в 2009 году, а вообще было построено в 1985 году. Но история туркменского манежа насчитывает более ста лет.
Цирковые представления в Туркменистане устраивались еще в начале 20 века. Начиная с 1905 года на страницах газеты Асхабадъ периодически появляются извещения о гастролях цирковых артистов из разных стран и городов. Выступления проходили в капитальном здании, выстроенном на углу Мервского проспекта и Ставропольской улицы (ныне проспект Махтумкули и ул. Б.Кербабаева), в районе нынешнего киноконцертного зала Парахат (кинотеатр Мир).
Здание принадлежало Регине Добржанской, и было названо по имени владелицы цирк-театр Добржанской. Почему театр? Потому что наряду с цирковыми представлениями в этом увеселительном здании, как значится в документах Начальника Закаспийской области, давались и спектакли. В 1901 году здесь выступала выдающаяся русская актриса В.Ф.Комиссаржевская.
В Ашхабаде того времени существовали и другие увеселительные здания — театры Модерн Синематограф и Экспресс Синематограф, театр Черной магии, но цирк Добржанской был, пожалуй, самым популярным развлекательным центром в городе.
Благодаря связям владелицы с известнейшими в то время аттракционами Сципиона Чинизелли, Альберта Саломонского, братьев Никитиных и другими частными цирками, в Ашхабад на гастроли приезжало немало знаменитых артистов, таких, например, как клоуны братья Анатолий и Владимир Дуровы.
Программа цирка для того времени была достаточно насыщенной. Афиши пестрели сообщениями о том, что Сегодня и ежедневно на манеже цирка выступают… и далее следовал перечень номеров, от которого у ашхабадцев захватывало дух — воздушные гимнасты, жонглеры, эквилибристы, канатоходцы, факиры, акробаты, дрессированные животные, лиллипуты и т.д. и т.п.
Но наибольший ажиотаж вызывали чемпионаты по борьбе, которые устраивались на арене цирка. Борьба, как значилось в афишах, была всех видов и разных народностей: французская, вольно-американская, русско-швейцарская, баварская, тирольская, татарская, кавказская, цыганская, монгольская, узбекская, китайская и другие.
Матчи борцов-профессионалов собирали не просто полный зал люди толпились в проходах, забирались чуть не под купол цирка, чтобы посмотреть на бессрочные поединки до окончательного результатата, как было сказано в афишах. У каждого из зрителей были свои любимые атлеты.
Большой популярностью пользовался у публики борец Вильям Лапиадо. Под этим звучным иностранным именем выступал Александр Васильевич Королев. Долгие годы он жил в Ашхабаде и давал уроки атлетики и физического развития. Он, кстати, послужил прототипом одного из героев рассказа А.Куприна Легче воздуха.
Посмотреть на соревнования борцов приходили парни и мужчины из числа местных жителей. И не только посмотреть. Когда официальные схватки завершались, арбитр приглашал всех желающих померяться силами со знаменитыми борцами. Этого момента и ждали местные силачи. Они снимали тельпеки, халаты и, доводя градус эмоций болельщиков до предела, принимали в свои крепкие объятья заезжих специалистов по баварско-монгольской борьбе.
Бывало, такие схватки заканчивались полной победой туркменских силачей. До сих пор в народе жива легенда об одном из таких богатырей Моттык-пальване из Багира.
Национальное цирковое искусство в Туркменистане начало формироваться в 1924 году, и было представлено в основном конниками. Тогда был создан первый ансамбль Джигиты Алибека, руководимый Алибеком Кантемировым, который разработал школу джигитовки. Джигитовка в ту пору не была истинно цирковым жанровым номером. Впервые она была введена в цирк туркменскими артистами, взявшими все лучшее из национального наезднического искусства.
В 1928 году был образован конный ансамбль Аттракцион в горах Кавказа из восьми человек под руководством М.Туганова. В 1940 году, в ходе подготовки к декаде искусств Туркменистана в Москве, в труппу театра впервые вошли девушки-туркменки.
Ашхабадский цирк не прекращал свою деятельность и в годы Великой Отечественной войны. Коллектив разработал программы агитационно-антифашистской направленности, в которые вошли сценки, репризы, куплеты, наполненные юмором, оптимизмом и непоколебимой верой в нашу победу. Эти представления поднимали настроение и боевой дух бойцов, находившихся на лечении в ашхабадских госпиталях и горожан, тружеников тыла.
В феврале 1942 года в Ашхабаде с большим успехом прошли гастроли дрессировщика Юрия Дурова из знаменитой династии цирковых артистов Дуровых.
В 1944 году при Ашхабадском цирке открылась студия туркменских наездников под руководством В.Галканова, который создал ансамбль Джигиты солнечной Туркмении. Ансамбль с неизменным успехом гастролировал по городам Советского Союза.
Здание первого Ашхабадского цирка было разрушено землетрясением 1948 года. Но цирковая жизнь в стране не замерла. В Ашхабад регулярно приезжали на гастроли передвижные цирки-шапито, да и в самой стране продолжалась работа по усовершенствованию аттракционной джигитовки.
В начале 1960 года Туркменский передвижной цирковой ансамбль конников возглавил народный артист Туркменистана Довлет Ходжабаев, а в конце года на базе этого коллектива была сформирована еще одна группа — Ансамбль джигитов Аннаевых, под руководством народного артиста Туркменистана А.Аннаева. В 1982 году его дополнил и ансамбль джигитов Б.Аннаева.
Туркменское цирковое искусство было также представлено аттракционом дрессированных животных заслуженного артиста Туркменистана Н.Кочакова.
В течение многих лет туркменские джигиты покоряли своим мастерством сердца зрителей в разных частях света. И хотя выступали они в составе Советского цирка, но всегда под флагом Туркменистана. Нередко после выступлений к нашим наездникам за кулисы приходили известные политики, звезды мировой эстрады и кино, чтобы выразить свое восхищение искусством туркменских всадников.