С кочки на кочку. Как взяточник из прокуратуры перескочил сначала в Туркменгаз, а потом в Туркменхимию

Нефтехимическая отрасль — ключевая для экономики Туркменистана, основной источник доходов бюджета страны. Именно грамотное управление национальными богатствами могло бы обеспечивать безбедное существование всем гражданам. Но в реальности безбедно живут лишь коррупционеры, которым удалось оседлать отрасль и заставить ее работать себе на благо. Turkmen.news уже не раз рассказывал о коррупционных схемах руководителей разного уровня в госконцернах Туркменгаз и Туркменхимия, которые ради собственной выгоды занимаются откровенным вредительством, что приводит к поломкам на заводах, простою и репутационным потерям. Сегодняшний антигерой материала — Аннагельды Нурыев, бывший работник генпрокуратуры, который благодаря своим связям сначала подоил госконцерн Туркменгаз, а сейчас успешно доит Туркменхимию на должности главного юриста.

Аннагельды Нурыев работал следователем в Генпрокуратуре. Подобная должность в Туркменистане открывает кучу возможностей для коррупции: можно пугать чиновников или предпринимателей уголовными делами, а потом брать откупные; можно заводить дело, а после за деньги его закрывать. Если делать это уже поздно, то за взятку всегда можно поменять статью на более легкую — обычно родственники подследственных сами выходят на контакт… Полет фантазии в этих схемах неограниченный, были бы фигуранты.

Но, видимо, аппетиты следователя Нурыева все возрастали, а его имя стало часто всплывать у коллег из министерства национальной безопасности, в связи с чем тогдашний Генпрокурор Туркменистана Батыр Атдаев (он же его покровитель) попросил своего подчиненного по-тихому уволиться. Благодаря поддержке бывшего шефа Нурыев устроился главным юристом в госконцерн Туркменгаз. Тогда, в 2018 году, газовый концерн возглавлял Мурад Арчаев, который совсем недавно после нескольких лет затишья вновь вернулся в Туркменгаз, но уже на должность заместителя председателя.

На новом месте бывший следователь Аннагельды Нурыев сориентировался быстро. Вместо своих прямых обязанностей грамотно составлять проекты международных договоров он изобрел нехитрую схему налаживания отношений с начальством. Через своих старых знакомых в прокуратуре Нурыев организовывал проверки в Туркменгазе, а через неделю сам же блестяще закрывал вопрос.

В итоге Арчаев убедился, что приобрел ценнейшего сотрудника. В благодарность Аннагельды Нурыеву было разрешено брать свою долю с тех сумм, которые приходилось выплачивать участникам искусственных и настоящих проверок. А с начальников каких именно управлений и отделов Туркменгаза собирать эти деньги, юристу указывал лично Мурад Арчаев. Также Нурыеву доверили работу с международными тендерами на закупку материалов для нужд госконцерна. Бывало, что он лично разносил наличные деньги участникам коррупционных схем.

Схемы эти порой оказывались очень остроумными и при этом крайне затратными для туркменской экономики. Например, в мае 2019 года однофамилец юриста — начальник отдела внешнеэкономических связей госконцерна Вепа Нурыев предложил ему помочь сингапурской компании GP Global Equipment Pte Ltd выиграть тендер на проектирование и строительство газокомпрессорной станции на газоочистном объекте Зякли Дервезе. Размер отката за эту победу составлял 10 процентов стоимости контракта.

Аннагельды Нурыев согласовал схему с Мурадом Арчаевым и его заместителем Атамуратом Чарыевым (ныне, кстати, арестованным). В августе 2019 года многомиллионный контракт в евро, одобренный лично тогдашним президентом Гурбангулы Бердымухамедовым, был подписан.

GP Global Equipment Pte Ltd принадлежит бизнесменам из России, которые зарегистрировали ее в Сингапуре специально для участия в туркменских тендерах.Turkmen.news еще в 2019 году обращал внимание на то, что эта малоизвестная компания, подконтрольная россиянину Игорю Гаранькину, получает многие выгодные контракты в Туркменистане.

Удалось выяснить, что через связи в компании Итера Гаранькину покровительствует Виктор Храмов — знаменитый серый кардинал туркменской политики. Двое Нурыевых, Вепа и Аннагельды, при продвижении своего контракта также заострили внимание на связях GP Global Equipment Pte Ltd с Храмовым, что позволило им избежать лишних вопросов. Возможно, лично серый кардинал и не имел понятия о закупке газового оборудования, но одно его имя по-прежнему значит в Туркменистане многое.

Храмову уже за 80 лет, но он сохраняет должность помощника президента, занятую еще при Сапармурате Ниязове. Недавно другой такой кардинал, Александр Жадан, мирно скончался на должности управляющего дворцом Рухыет. Третий из всесильной троицы, Владимир Умнов, сейчас работает в Министерстве национальной безопасности.

Так или иначе, компания выиграла тендер. И только после этого выяснилось, что она не в состоянии выполнить обязательства по контракту в указанный срок — с сентября 2019 по февраль 2022 года. По состоянию на апрель 2023 года она успела лишь подготовить строительную площадку под газокомпрессорную станцию. Представители Туркменгаза изо всех сил стараются скрыть этот факт от президента, а руководители GP Global Equipment тем временем ищут на компанию покупателя.

Началом конца карьеры Нурыева в Туркменгазе стал объявленный в 2020 году тендер на поставку и установку систем телемеханики и управления, установка связи SCADA, а также комплекса оборудования для газоизмерительной станции для газопровода ТАПИ. Вообще-то тендер проводило управление внешнеэкономических связей ТАПИ, и два Нурыевых не имели права в него вмешиваться. Тем не менее они за крупный откат попытались обеспечить победу одной конкретной фирмы, учрежденной неким гражданином Туркменистана Хыдыром Ишангулыевым. В ответ конкурирующая малазийская компания SERBA Dinamik обратилась в министерство национальной безопасности Туркменистана.

В итоге Вепа Нурыева и Ишангулыева поймали с поличным при передаче взятки в размере 50 тысяч долларов. Бизнесмен встретился с представителем Туркменгаза на подземной парковке своего жилого комплекса. Когда впоследствии из кабинета задержанного Вепа изымали документацию, его однофамилец Аннагельды выступал в роли понятого. По словам свидетелей этой сцены, юрист выглядел очень испуганным. Но в итоге ему удалось избежать уголовного преследования с помощью друзей из той же прокуратуры и МНБ. На него нашли много материалов, но они до сих пор лежат в архивах и ждут, когда им дадут ход.

А вскоре, в том же 2020 году, Мурад Арчаев оставил должность главы Туркменгаза. Вслед за ним пришлось уйти и Нурыеву. Но, используя свои многочисленные связи, он сумел получить аналогичную должность главного юриста в Туркменхимии. Источники свидетельствуют, что и на новом месте Нурыев быстро пришел в себя и нашел новых друзей. Так вместе с тогдашним начальником отдела кадров Неджепом Гурбановым он стал заранее предупреждать некоторые компании о выставляемых на биржу объемах карбамида. Естественно, не бесплатно.

Затем юрист через тогдашнего руководителя управления ВЭС и снабжения Мурада Чарыева (ныне уволенного) и заместителя председателя Атагельды Бяшимова начал пытаться помогать некоторым компаниям выигрывать тендеры по закупке запчастей для заводов.

Впрочем, источники отмечают, что Чарыев без особого энтузиазма подпускал новичка к этому пирогу. Ну а сейчас Аннагельды Нурыев пытается реализовать программу-максимум — втереться в доверие к главе Туркменхимии Ниязлы Ниязлыеву. Если ему удастся сойтись с ним так же, как некогда с Арчаевым, то его будущее можно считать безоблачным. Ведь именно на высшего руководителя, в конечном счете, завязаны все самые вкусные схемы. Но пока Ниязлыев не проявляет энтузиазма. По информации источников, глава концерна испытывает к юристу личную неприязнь.

Тем временем среди родственников сотрудников Туркменхимии, ставших фигурантами уголовных дел после недавних масштабных проверок, назревает недовольство. Около полутора десятков человек договариваются прийти к президентскому дворцу и пожаловаться, что их родные вынуждены отвечать за преступления Ниязлыева, правительственного куратора Туркменхимии Рустама Хамраева и других высших должностных лиц. Рядовые сотрудники оказались в СИЗО, по сути, только за то, что выполняли свою работу — например, разгружали карбамид по приказу начальства.

Кстати, источники сообщают, что предметом махинаций становился не только карбамид, но и другие химикаты — например, йод. Рустам Хамраев через компанию Туркмен экспорт без аукциона продавал его местным бизнесменам за манаты, имея от этого большую личную выгоду. Те впоследствии намного дороже перепродавали йод за границу за доллары. Сейчас за Хамраевым установлена слежка, все его телефоны прослушиваются. Будет ли чиновник уволен и посажен, источники сомневаются. По некоторым данным, ему покровительствует один из самых влиятельных политиков Туркменистана министр иностранных дел Рашид Мередов.

Решатся ли родственники заключенных на протест, пока до конца не ясно. Однако источники сообщают, что из-за всех этих сложностей непотопляемому Ниязлыеву, похоже, все же начинает грозить увольнение. Впрочем, скорее всего, его просто переведут в другую госструктуру. Как наглядно показывает опыт юриста Аннагельды Нурыева и других чиновников нефтегазовой мафии, в Туркменистане можно долго и относительно безнаказанно перемещаться между разными ведомствами. До предела накалив ситуацию с коррупцией в одной организации, обладающий нужными связями человек переходит в другую, где будто бы с нуля начинает новый карьерный путь. А порочащих обстоятельств словно и не бывало. В итоге страдает Туркменистан, бюджет страны и население.

Уже не теплое место. Правительственный куратор Туркменхимии зачищает концы

Формула Зайца. Глава госконцерна Туркменхимия приблизил к себе влиятельного работника

Уволенный двоюродный брат президента нашел новую работу и ждет возвращения в Туркменгаз

На круги своя. Первые кадровые решения нового нефтегазового вице-премьера

.related-post {}

.related-post .post-list {

text-align: left;

}

.related-post .post-list .item {

margin: 10px;

padding: 0px;

}

.related-post .headline {

font-size: 18px !important;

color: #999999 !important;

}

.related-post .post-list .item .post_title {

font-size: 16px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

.related-post .post-list .item .post_thumb {

max-height: 220px;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

}

.related-post .post-list .item .post_excerpt {

font-size: 13px;

color: #3f3f3f;

margin: 10px 0px;

padding: 0px;

display: block;

text-decoration: none;

}

@media only screen and (min-width: 1024px) {

.related-post .post-list .item {

width: 24%;

}

}

@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {

.related-post .post-list .item {

width: 40%;

}

}

@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {

.related-post .post-list .item {

width: 90%;

}

}

The post С кочки на кочку. Как взяточник из прокуратуры перескочил сначала в Туркменгаз, а потом в Туркменхимию appeared first on Turkmen.News.

Еще статьи по теме

Вертикаль коррупции. В Туркменхимии проводят чистки и ищут языков
В Ашхабаде состоялся концерт памяти знаменитого народного музыканта
Туркменистан и Пакистан отметили важность проектов ТАПИ и ТАП для развития региона
Туркменистан и Пакистан договорились поддерживать регулярные контакты по проектам ТАПИ и ТАП
Президент Туркменистана заслушал доклады глав регионов о текущих сельхозработахСегодня, 16:14
В Государственной академии художеств Туркменистана открылась выставка работ выпускников 2013 года