Россия предлагает неформальный подход к туркменским газовым проектам&nbsp

Двухсторонние проекты России и Туркмении обусловлены экономической географией, отмечает генеральный директор Института региональных проблем, кандидат политических наук Дмитрий Журавлев. Речь идет в первую очередь о туркменских газовых проектах, которые после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, приобрели новую актуальность.

Двухсторонний диалог России и Туркмении

После обсуждения Конвенции в рамках Каспийской пятерки, президент РФ Владимир Путин и глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов вновь провели встречу, на этот раз в Сочи в двухстороннем формате. Путин предложил обсудить экономические вопросы, вопросы социальной сферы, взаимодействия в гуманитарных областях и международной деятельности.

Как вы и предлагали, сделаем это неформально, вдвоем, просто сядем и обсудим все вопросы, сказал российский президент. Бердымухамедов в свою очередь назвал Россию стратегическим партнером и поблагодарил Путина за усилия в сфере безопасности.

Если не учитывать специфику политического устройства Туркмении, которое позволяет резко менять политическое направление, то в основном наши отношения достаточно глубокие. Стоит отметить, что Туркмения страна исторически не военная, но при этом является достаточно бойким местом. Именно поэтому наличие России и российской армии довольно важно для нее, что и подчеркивает Бердымухамедов.

Двухсторонние проекты России и Туркмении обусловлены экономической географией. А так как главным богатством Туркмении является газ, то и вопрос о том, как и куда его поставлять, можно назвать ключевым. Пока даже китайское направление для страны сложно загрузить в полной мере, поэтому говорить о новых газопроводах и поставках по Каспийскому морю либо через Азербайджан и Грузию, либо через Россию, довольно сложно. Но Россия в любом случае выглядит в этом смысле гораздо более предпочтительным партнером в силу своей стабильности, — уверен собеседник ФБА Экономика сегодня.

Газовые проекты Туркменистана

Отметим, что по запасам газа Туркменистан находится на четвертом месте после России, Ирана и Катара. Объем доказанных запасов природного газа составляет 17,5 трлн кубометров, что даже больше чем у США. После подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, экономические проекты в этой области приобрели новую актуальность.

Для строительства Транскаспийского газопровода и его подключения к Южному газовому коридору правовых преград больше нет. Вопрос прокладки газопроводов решается на уровне согласования между странами, по чьей территории будет проходить газопровод. В то же время для России проект по доставке туркменского газа может стать и определенной проблемой, так как он станет нашим конкурентом на ервопейсикх рынках.

Как отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев, Туркменистан сегодня рассматривает разные проекты. Например, поставки газа через территорию Афганистана по газопроводу TAPI, или проект трубопровода по дну Каспийского моря. Но проблема в том, что пока Туркменистан не может в полном объеме выполнить даже свои обязательства по контракту с Китаем.

Аналитики из Европы считают перспективы появления Транскаспийского газопровода до 2030 года маловероятными. В текущей ситуации на фоне подписанной конвенции по Каспию Бердымухамедову очень важно планировать будущие газовые проекты с учетом позиции Москвы, так как именно Россия до сих пор остается главным политическим гарантом стран Центральной Азии и Туркменистана в частности.

Еще статьи по теме

ПОЭЗИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ИСТОРИИ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Госдеп: Путь к ослаблению России лежит через Азербайджан&nbsp
Туркменские лётчики участвовали в первых авианалётах на Берлин в августе 1941 года
Каждый туркмен немножечко поэт
В Ашхабаде состоялась встреча с японскими филологами