В марте turkmen.news писал о дискриминации, с которой студенты из Туркменистана столкнулись в Северо-Кавказском федеральном университете России. Их подвергли целой кампании по выселению и отчислению, а на тех, кто пытался отстоять свои права, натравили полицию. Посетивший СКФУ консул Туркменистана в Астрахани Гадам Иламанов ничем не помог землякам. Однако почему учебное заведение, которое само приняло больше тысячи туркменов, вообще на них вдруг нацелилось? Мы поговорили с источником в вузе и выяснили подробности истории.
Больше не значит лучше
До прошлой осени в СКФУ училось около 400 туркменов — на всех курсах и ступенях обучения. Вместе с ними было много других иностранцев, также местных студентов, и никаких проблем это не вызывало. Однако к первой сессии 2024/2025 учебного года студентов из Туркменистана стали прицельно заваливать на экзаменах и отчислять. В чем причина?
Она оказалась банальной: у вуза не сошлись цифры. В этом учебном году СКФУ набрал примерно 2000 новых студентов из-за рубежа, из них туркменистанцев 1200. Многих — на платной основе, а год обучения, по словам источника, сейчас стоит от 150 до 250 тысяч рублей (3560 тысяч манатов), суммы на следующий год еще выше. Приемная комиссия с охотой набирала тех, кто готов платить, а вот справятся ли с ними другие подразделения вуза — кажется, не подумала.
Отметим, что не все туркменские абитуриенты сдали вступительные экзамены честно.Turkmen.news писал о схеме, которую некоторые использовали и в этот раз: поступающий приходит сдавать дистанционный экзамен в интернет-кафе и садится якобы перед камерой. Однако монитор, мышь и клавиатура подключены к другому компьютеру, за которым сидит репетитор или сразу два, — они и сдают тест.
При этом, по словам источника, тесты в этом году были такими простыми, а проходной балл на платное таким низким, что поступить можно было отвечая чуть ли не наугад, — проходимость составила под 90%. К количеству набранных студентов СКФУ оказался просто не готов.
Добро пожаловать, вы отчислены
Первое, что посыпалось в СКФУ из-за перебора, — это выдача приглашений. Часть иностранцев-первокурсников ждала их по 2 месяца: работники визового отдела просто физически не успевали обработать все анкеты и отнести в миграционную службу раньше.
Из-за этого некоторые студенты добрались до вуза только в декабре, прямо к сессии. И некоторые тут же… попали в списки на отчисление.
Дело в том, что еще острее оказалась ситуация с жильем. Для бакалавров у СКФУ действует до 5 общежитий на 300350 мест каждое — максимум до 1750 всего. Большую часть мест уже занимали студенты старших курсов, как иностранцы, так и приезжие россияне. Вот где возник конкурс в несколько человек на место, которого не было при приеме.
Чтобы хоть как-то освободить места, в ноябре ужесточили правила проживания, а за любое нарушение стали выгонять. Кавказский узел рассказывал, что придирались, например, к курьерским сумкам, хотя по закону в свободное от учебы время иностранные студенты имеют право работать, это указано и на сайте вуза. За подобные проступки из общежитий выгнали, по оценкам собеседника turkmen.news, до 100 человек.
А пока остальные ждали очереди на общежитие, находясь на временных квартирах, им сыпались штрафы от миграционной службы. В России иностранцы должны зарегистрироваться в течение семи рабочих дней — точнее, регистрировать их должен владелец жилья, но хозяева квартир редко соглашаются это сделать, и съемщики невольно становятся нарушителями. А для иностранцев повторный штраф может значить депортацию. Получается, вуз не просто оставил студентов без крыши над головой, но и подставил под нарушение закона.
Из-за числа штрафов от МВД подключилась служба безопасности вуза. Она придумала гениальный ход: ужесточила правила еще сильнее, а за нарушения уже не просто выгоняли, а отчисляли. Отмечаться на вахте общежития следовало ежедневно. Пропускаешь один раз — предупреждение, два — долой из СКФУ. Под раздачу попало примерно 150 туркменов, в том числе первокурсники, которые всего неделю как приехали и даже не знали этих правил.
А вы точно поступили?
Среди студентов начало расти недовольство: вуз сам просчитался, но не стал искать дополнительные жилые площади и сотрудников в нужные отделы, а устроил студентам гонку на выживание. Некоторые, причем именно туркмены, начали обращаться с жалобами в прокуратуру и региональную администрацию.
Об этом стало известно ректору Дмитрию Беспалову, который 9 лет служил в вооруженных силах, и вуз в очередной раз вместо хозяйственного решения выбрал усиление контроля. Туркменов начали проверять на знание русского языка.
Многие действительно знали его слабо: по словам источника — больше половины. Однако год жизни в соответствующей среде — и те, кто действительно настроен учиться, начинают говорить. Во многих международных университетах язык (скажем, немецкий или испанский) проверяют как раз к концу первого года учебы.
Однако СКФУ не стал помогать студентам адаптироваться, а направил на отчисление. Но не всех заваливших тест, а всего 100 человек: большее число привлекло бы внимание МВД и вызвало вопросы к самому вузу, который не знает, кого зачисляет.
Остальных любезно попросили уйти в академический отпуск, уехать домой и подтягивать русский там. Это невозможный вариант для тех, чья семья и так продала основное имущество, машину, скот, чтобы отправить ребенка за рубеж, купить дорогие билеты.
Тут вуз пошел навстречу: разрешил студентам перевестись в Карачаево-Черкесский государственный университет, где иностранцев были готовы принять. Около 100 первокурсников ушли, а остальные решили попытать счастья на зимней сессии. Ранее в вузе обещали, что будут мягче к тем, кому пришлось пропустить большую часть семестра.
Однако вместо этого сессия оказалась со звездочкой. Тех, кто сдал все предметы с первого раза, а таких было около 300 человек, вызвали сдать русский вновь, но уже не просто показать знания, а изъясняться чуть ли не как на родном языке.
Естественно, справился мало кто, и остальных отправили на пересдачу сессии, а там вновь спрашивали строже. В результате отчислили некоторых первокурсников, которые сначала вроде бы успешно сдали сессию.
Часть студентов понадеялась, что сможет сдать хвосты, — ребята до последнего оставались в СКФУ, шли на новые пересдачи и не переводились. Но когда поняли, что не справятся, то решили перейти в КЧГУ или другие региональные вузы, где их по-прежнему ждали.
Консул, вы чей будете?
А здесь мы подошли уже к истории, о которой рассказывали. Примерно 140 человек решили перейти в КЧГУ и пришли за нужным приказом в СКФУ. Однако там им отказали: якобы перевод займет слишком много времени. Зато в Белгород или Курск переведут без проблем за пару дней.
Судя по всему, никакого злого умысла тут не было, просто в регионах, где идут военные действия, в вузах полно вакантных мест. Человек 50 решились поехать в Белгород.
7 марта 4050 туркменских студентов попробовали еще раз запросить справки от СКФУ для перевода по их выбору, коллективно. Они собрались перед вузом, а дальше — мирных студентов назвали нарушителями, вызвали полицию и несколько человек задержали на 1015 суток.
Напомним, ранее по вине вуза студенты получали штрафы, после которых любое новое нарушение грозит им депортацией. Похоже, один из граждан Туркменистана действительно находится сейчас в центре временного содержания иностранцев (обычно после этого высылают из страны).
Остальных студентов администрация пригласила в аудиторию якобы для диалога. Войти туда можно было по электронному пропуску: 3035 человек, которые его приложили и раскрыли таким образом свои имена, на следующий день нашли себя в списках на отчисление.
Тут вуз, наконец, посетил консул Туркменистана в Астрахани Гадам Иламанов. Даже международный отдел вуза советовал студентам просить его о помощи, но их Иламанов игнорировал. Вот и теперь вместо помощи с переводом, требованиями жилья, регистрации или курсов русского языка он полностью встал на сторону вуза и начал стыдить соотечественников.
Не надо снимать на мобильный! — неодобрительно сказал он, едва начав свое выступление о том, как со стороны государства они [дипломаты] всегда оказывают студентам заботу. Наши уже показали, как умеют [снимать на камеру].
Со слезами, дрожащим голосом к нему обратилась первокурсница Тылла Чарыева. Она хотела перевестись в волгоградский вуз, который выдал ей справку, что готов ее принять. Девушка пришла с документом в СКФУ, но ей отказали в переводе: у вас, мол, на одну задолженность больше разрешенного.
Студентка не успевала организовать перевод, переезд и закрытие задолженности и попросила помощи консула. Тот пообещал помочь, но в итоге ничего не сделал. Девушку отчислили, а ее визу аннулировали.
Справки от принимающих вузов были и у остальных студентов. Однако проректор СКФУ по международному сотрудничеству Альберт Кумуков на том же мероприятии вновь отказал им в переводе: якобы переводная комиссия закроется, пока будут оформлять все нужные приказы.
Вот только принимающий вуз сам определяет сроки работы своей комиссии. Если там ждали, то не Кумукову было решать, смогут ли дождаться.
Зато что точно решает СКФУ, так это когда возвращать отчисленным деньги за остаток обучения. А тут как раз возникли проволочки, о которых некоторые студенты говорили на видео. Сроки возврата — до месяца, но, по информации источника, некоторым приходилось ждать и дольше. Одним нужно было оплачивать учебу уже в новом вузе, другим — просто получить назад деньги.
Еще один представитель СКФУ пояснил на встрече, что вуз не может перевести деньги в Туркменистан из-за санкций. Если иностранец не успевает получить возврат на свой счет в России (а студенческий счет блокируется через пару дней после отчисления), то нужно оставлять доверенность на человека, который заберет и перешлет возврат по взаимной договоренности.
Получается, вуз опять же из-за своей медлительности вынуждает студентов искать какие-то пути в обход закона. Официальные переводы из России в Туркменистан действительно невозможны, и как же в таком случае и с кем должны договариваться студенты?
В результате в университете остались примерно 400 студентов из Туркменистана, как и раньше. Возможно, эта история научит вуз быть более честными с иностранными студентами, а тех, кто принимает вступительные экзамены, — менее жадными до денег. Но большинство туркменских парней и девушек попали под удар просто из-за чужих действий, никакого урока они для себя не вынесли. Научиться же они смогут разве что недоверию к собственным и чужим представителям власти и закона.
Отчисленным из СКФУ туркменским студентам не вернули деньги за учебу и аннулировали визы
Туркменских студентов в России заставляют переводиться из ставропольского вуза в регионы, где идет война
В Туркменистане берут по два кредита, чтобы отдать ребенка в вуз
Источник: Власти Туркменистана готовятся ужесточить контроль над поступающими в Россию и Беларусь
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post По следам волнений в СКФУ: Почему вуз преследовал туркменов appeared first on Turkmen.News.