Когда речь идет о Туркменистане и Азербайджане, первое, что приходит в голову это нефть и газ. Точнее, много нефти и газа. После в голову приходят Каспийское море, южное солнце, бескрайние пески, сладкие дыни и арбузы, лихие кони, красивые ковры. Но первое это нефть и газ. Однако нынешняя ашхабадская встреча президента Туркменистана Бердымухамедова и главы Азербайджана Алиева заставляет по-новому взглянуть на отношения между странами.
Не исключено, что всем экспертам, считающим, что доминантой в двустороннем партнерстве этих стран является топливная энергетика, придется пересмотреть свои взгляды, или хотя бы внести в них серьезные коррективы. Судя по результатам нынешних переговоров, транспорт и транзит существенно потеснят нефть и газ в системе экономических приоритетов.
Посудите сами. Из 21 двустороннего документа, подписанного по итогам встречи, почти половина (10 документов) направлена на развитие туркмено-азербайджанского партнерства в области транспорта, транзита и логистики.
Вот только некоторые из них — соглашение о развитии международных перевозок морским транспортом, проходящих через порты двух стран, соглашение об упрощении визового режима для участников международных перевозок по территории Туркменистана и Азербайджана, соглашение о создании туркмено-азербайджанской совместной комиссии по вопросам транспорта, транзита и логистики, соглашение об увеличении объёмов перевалки грузов между портами Туркменбаши и Баку и так далее.
На встрече с журналистами президент Бердымухамедов высказался о том, что объединяет все прикаспийские страны, в том числе Туркменистан и Азербайджан — о Каспийском море. Туркменский лидер подчеркнул, что в ходе переговоров состоялся обмен мнениями по вопросам взаимодействия на Каспии, которое воспринимается всеми, как море согласия и добрососедства.
Туркменский лидер здесь абсолютно прав, поскольку любые транспортные проекты возможны и имеют смысл только в том случае, если в регионе царит мир и согласие. Только тогда транспортно-транзитные коридоры выполняют свою роль, обеспечивая движение капиталов, товаров, ресурсов, услуг, технологий и идей.
Алиев в свою очередь отметил, что Туркменистан и Азербайджан в предыдущие годы проделали огромную работу для создания современной транспортной инфраструктуры и логистических возможностей.
Мы не договаривались, но так получилось, что шли параллельным курсом. И не случайно, что открытие международных торговых портов и в Туркменистане и в Азербайджане в этом году произошло в одно и то же время, в один и тот же месяц — май. И сегодня мы говорим о полной интеграции наших торговых портов, что создает возможности для наших стран, увеличивает товарооборот и транзитные перевозки, — сказал глава Азербайджана.
Он выразил уверенность, что в ближайшее время грузопоток между Туркменистаном и Азербайджаном значительно возрастет.
Алиев подчеркнул, что в Бакинском международном торговом порту Алят выделяется специальное место для приема дополнительных грузов из Туркменистана и мы, безусловно, увидим растущий транзит между Туркменистаном и Азербайджаном по маршруту Восток-Запад, Запад-Восток в ближайшее время.
Экономисты отмечают, что в настоящее время наличие у государства развитой транспортно-транзитной сети сопоставимо с наличием топливно-энергетической отрасли. И Туркменистан одним из первых в регионе, предвидя эту тенденцию, начал вкладывать средства в строительство железных дорог, автобанов, аэропортов, портов, а также в закупку современной транспортной техники.
Результаты нынешних туркмено-азербайджанских переговоров лишний раз доказывают, что ставка на развитие транспорта, транзита и логистики была сделана правильно. В древности мудрецы, конечно же, не знали современного научного толкования таких понятий, как транспорт, транзит, логистика. Но то, что движение это жизнь, мы узнали от древних мудрецов.