Поставки туркменского газа в Евросоюз через акваторию Каспийского и Черного морей являются нереалистичным проектом в обозримой исторической перспективе — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Будущее газового сотрудничества Румынии и Туркменистана вызывает сомнения
Таким образом, Сергей Александрович прокомментировал визит в Бухарест туркменской делегации во главе с министром иностранных дел этой страны Вепой Хаджиевым. В рамках этого визита стороны обсудили сотрудничество в сфере транспорта, торговли и энергетики.
Учитывая особенности этих государств, очевидно, что вся дискуссия здесь шла вокруг давнего проекта Евросоюза по импорту туркменского газа в обход России, а также возможного сотрудничества в контексте одного из вариантов китайского проекта Один пояс — Один путь.
Если сотрудничество с Китаем не зависит от Румынии и Туркмении, то газовый вопрос входит в сферу их прямой компетенции, пусть и понятно, что эти государства не смогут самостоятельно реализовать данный газотранспортный проект, о котором разговор впервые зашел еще 20 лет назад, но с тех пор так и не привел к осязаемому результату. Туркменский газ может приходить в Евросоюз только через территорию России.
Этот проект по доставке туркменского газа в страны Евросоюза обсуждается уже более 20 лет, но пока здесь нет подвижек. Это факт, и с этим необходимо считаться, несмотря на то, что такая риторика периодически всплывает, — заключает Правосудов.
Как считает эксперт, непонятно кто будет участвовать в этом проекте и кто будет его финансировать, как пройдет его маршрут и как будут решены проблемы, которые напрямую связаны с данным начинанием. В этом вопросе понятно только одно, что ничего не понятно.
Теоретические рассуждения по такому газопроводу действительно присутствуют в разговорах, но на практике ничего из них не реализовано. И в этом плане вообще смешно говорить о Румынии, поскольку данная страна покупает мало газа и является его прямым производителем. По крайней мере, румыны производят газ для своих нужд, и они, совершенно точно, не хотят от этого отказываться, — резюмирует Правосудов.
Общие объемы закупки газа Румынией сравнительно малы, не говоря уже о том, что данная страна хочет увеличить свою добычу, поэтому вести разговор о Бухаресте, как о возможном направлении для столь масштабного энергетического проекта просто несерьезно.
Очевидно, что здесь нужно для начала договориться с Азербайджаном и Турцией, через которые теоретически может пройти такой газопровод, а еще раньше нужно договориться с Каспийскими странами, где все, как известно, очень даже непросто, — констатирует Правосудов.
Заметим, что Каспийское море является озером, а, значит, на эту акваторию не распространяются нормы международного морского права. В результате, для того, чтобы начать строить такой газопровод из Туркмении в Азербайджан нужно согласие других четырех стран.
Например, в рамках недавнего соглашения по Каспию Россия настояла на том, что такие проекты должны получать разрешение со стороны всех шести государств, имеющих выход к Каспийскому морю. Это обстоятельство сводит на нет перспективы такого проекта.
Есть какой-то вариант с Ираном, но и здесь сложно получить согласие от Тегерана, поскольку по такому проекту туркменский газ пойдет в Турцию, а это, значит, войдет в конфликт с иранским газом, и это важный фактор в данном раскладе, — заключает Правосудов.
Туркменский газ ориентирован на Китай
По этой причине, невозможно серьезно относиться к этой истории, поскольку в реальности туркменский газ идет по совершенно другому направлению и активно поставляется на китайский рынок. Есть еще очень небольшой экспорт туркменского газа в Россию, а также планы по доставке этого энергоресурса в Индию и Пакистан через территорию Афганистана, но здесь, естественно, движения пока нет.
Кроме гражданской войны и россыпи террористических организаций в Афганистане присутствует гористая местность, поэтому даже при решении политических проблем будет очень сложно построить магистральный газопровод через эту страну, — резюмирует Правосудов.
Сергей Александрович считает, что реальность заключается в том, что туркменский газ направляется сегодня на китайский рынок и в небольшом количестве идет в Россию, а все остальные направления являются предметом сомнительного фантазирования.
Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин в разговоре с ФБА Экономика сегодня пришел к выводу, что поставки газа из Туркмении в ЕС нельзя исключать в принципе, поскольку здесь имеются определенные экономические обстоятельства.
Есть возможность добраться, поскольку в этом вопросе можно использовать газопровод TAP-TANAP. К тому же, у данного проекта имеются проблемы с ресурсной базой и дополнительный газ явно не помешает поставщикам из Азербайджана, — констатирует Пикин.
Тут надо обратить внимание на то, что для того, чтобы обеспечить свои поставки, Баку заключил соглашение с Газпромом на поставку 5 млрд кубов газа в год. При этом, сами объемы TAP-TANAP носят небольшой характер и не выходят за экспортную отметку в 15 млрд кубов.
Сейчас вопросы по Каспию более-менее решены и появилась возможность двигаться вперед. Впрочем, этот вопрос надо для начала тщательно поработать, поскольку даже приблизительно непонятно, сколько здесь понадобится времени и средств, — заключает Пикин.