Ровно пять лет назад ушла из жизни Гульсолтан Клычевна Халмамедова - человек, о котором можно рассказывать долго и много, ибо в каждой своей ипостаси она была значима, неповторима и талантлива.
Заслуженный работник культуры Туркменистана, председатель Союза кинематографистов страны, педагог, общественный деятель, вдова великого композитора Нуры Халмамедова она очень много сделала для отечественной культуры.
За день до своего ухода она сказала мне: Человек ничего не возьмет с собой в мир иной, а в этом остаётся только своими добрыми делами. Казалось бы, ничего особенного нет в этой фразе. Но относительно Гули Клычевны (так называли её близкие люди) это очень важно. Она спешила делать добро до самых последних минут своей жизни.
При этом главной своей миссией она считала сохранение и передачу наследия своего знаменитого супруга молодым талантам. Гульсолтан была для композитора верным и преданным другом, настоящей опорой в жизни и музой в творчестве. Ей он посвятил свой знаменитый романс Летите журавли на слова Курбанназара Эзизова.
Бесценные документы, фотографии, партитуры произведений композитора переданы Халмамедовой в государственный архив, многое подарено друзьям и начинающим музыкантам. Сохранить наследие это значит щедро поделиться им, говорила Гуля Клычевна и потому, с присущей ей неиссякаемой энергией, выполняла свою ответственную миссию.
В последние месяцы жизни она изыскивала все возможности для записи произведений Нуры Халмамедова, выпуска дисков, разбирала рукописи для последующей публикации. И, конечно, считала своим долгом участвовать в Московском Международном фестивале искусств Звуки дутара имени Нуры Халмамедова. Она стояла у его истоков, была почётным председателем оргкомитета и поддерживала основателя и арт - директора фестиваля композитора Маммеда Гусейнова, считая, что этот музыкальный форум служит благородным целям, объединяя людей великой и созидающей силой искусства, преодолевающей границы и обращающей нас к вечным общечеловеческим ценностям. Несмотря на проблемы со здоровьем, Гуля Клычевна собиралась и на пятый фестиваль. И в этом решении заключалась её неукротимая сущность и преданность гению своего супруга Нуры Халмамедова. Она была готова преодолеть любые преграды ради участия в празднике в честь Нуры Халмамедова, и это навсегда останется в сердцах всей команды фестиваля Звуки дутара.
Размышляя о многочисленных мероприятиях, проводимых в Туркменистане в честь Нуры Халмамедова, Гуля Клычевна оценивала их потому, насколько они достигли главной цели объединили талантливых людей, помогли открыть новые имена, дали возможность юным дарованиям представить свое прочтение музыки композитора. И это, - говорила она, - всегда было важно для Нуры, который ценил душевную чистоту и неподдельную доброту и сам, наделенный этими качествами, щедро делился ими с людьми и, прежде всего, с талантливой молодежью.
Гульсолтан Клычевна любила и притягивала к себе талантливых людей, хотя, трудно сказать, кого она не любила. Всегда умела находить в людях хорошее. При этом она была строга и справедливо требовательна к своим коллегам. Достаточно было видеть, как проводила Гуля Клычевна собрания членов Союза кинематографистов, и с каким уважением воспринимались ими ее решения. Руководила она умело и эти ее таланты во многом произрастали из родной семьи и нелегкого времени, на которое пришлись ее детство и юность.
Родилась Гульсолтан Клычевна в Ашхабаде 23 сентября 1941 года. Семья жила в Дашогузе. Отец Ягмуров Клыч работал в общественных и партийных органах. Мать - Ягмурова Долан в годы войны была председателем колхоза. Гульсолтан была любимицей отца, который верил, что дочь ждет большое будущее, а потому сразу после окончания средней школы №3 города Дашогуз отпустил ее учиться в далекий Ленинград.
В 1958 году девушка из туркменской глубинки поступила в Ленинградский институт киноинженеров (сейчас Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения), окунувшись в новый, полный открытий мир кино, мир прекрасного города на Неве. Впитать всё это и пронести через годы мог только глубоко интеллигентный, думающий и обладающий необыкновенным тактом человек. Все это всегда отличало Гулю Клычевну.
После окончания ЛИКИ, с 1963 года ее жизнь была надолго связана с киностудией Туркменфильм. Начинала с должности инженера КИЛ в цехе обработки пленки. С 1976 года трудилась на киностудии заместителем директора по производству, а в 1994-м стала ее генеральным директором. Благодаря ей, даже в самые нелегкие для киностудии годы, здесь продолжали работать и творить лучшие представители туркменского киноискусства.
До последних дней жизни Гульсолтан Халмамедова возглавляла Союз кинематографистов Туркменистана и преподавала в Туркменской государственной школе культуры и искусства, передавая свои знания и огромный опыт молодежи. С удовольствием она откликалась на приглашения принять участие во встречах и телепередачах, посвященных творчеству супруга.
Квартира Гули Клычевны всегда была полна гостей, она говорила, что поддерживает традицию, ведь Нуры очень любил гостей. Порой, здесь стихийно складывались концерты и звучал инструмент, который помнил руки гения. Гуля Клычевна была хлебосольна, щедра и открыта как для знаменитостей, которые почитали за честь бывать здесь, так и для своих коллег, друзей сына, студентов, соседей…
Она умела дружить, искренне, преданно, самоотверженно. Она была Друг в самом высоком смысле этого слова.
Не счесть добрых дел, которые Гуля Клычевна сделала за свою жизнь, а это значит, что она навсегда останется в истории туркменской культуры, в памяти всех людей, которые её знали, в моём сердце.