Туркменская Инициатива по Правам Человека подготовила очередной обзор ситуации с правами человека в Туркменистане.
Страна накануне Азиады.
С приближением Азиады ситуация с правами человека в Туркменистане значительно ухудшилась. Власти по- прежнему незаконно вынуждают жителей страны платить деньги на нужды Азиады, ограничивают передвижение граждан даже в местах их непосредственного проживания, дискриминируют особо уязвимые группы. Как отмечалось в предыдущих докладах — перед СМИ поставлена задача создавать положительный образ страны в глазах окружающего мира, что привело к усилению преследования независимых журналистов и активистов.
Произвольные меры властей в отношении сотрудников бюджетных организаций
По сути работники бюджетных организация одна из самых бесправных групп населения в сегодняшнем Туркменистане. Государство не скрывая нарушает их права, понимая, что из-за страха потерять работу жаловаться эти люди не будут. Так, в конце августа 2017 года у работников ряда предприятий министерства коммунального хозяйства г. Ашхабада забрали паспорта якобы для проверки столичной прописки. За получение документа обратно граждане должны были выплатить сумму 200 манатов (около $57 по госкурсу или $30 по курсу черного рынка). Работникам было заявлено, что 150 манатов из этой суммы пойдет на открытие Азиады, а 50 на оформление именных бейджиков с фотографией, без которых доступ на территорию олимпийского городка будет запрещен. Сотрудникам, отказавшимся выкупать свой паспорт за 200 манатов, пригрозили увольнением.
Болельщики на Азиаду также отбирались среди работников бюджетной сферы. Причем, чтобы пройти кастинг было необходимо сдать сведения о трех поколениях родственников (уч-арка маглумат). Граждане, имеющие неблагонадежных родственников отсеивались.
Ограничение передвижения
Уже с конца августа в районах МИР 1 и МИР 2 со сторон Олимпийского городка столицы установлена ограда перед тротуаром: жителям запрещено ходить по тротуару, который находится на стороне микрорайонов, передвигаться можно только внутри дворов. Жителям домов, расположенных напротив городка, запрещено открывать окна и сидеть с соседями или детьми возле подъездов, которые выходят на Олимпийский городок.
Жителям микрорайонов МИР 1, МИР 2, МИР 3, МИР 4 не разрешают гулять во дворах после 22.00. Поэтому у граждан возникла проблема, как попасть домой в ночное время после работы. Известны факты, когда жители районов пытались попасть домой после полуночи, но их останавливали дежурившие полицейские и не пускали внутрь района.
Доступ в интернет. Блокада независимых информационных ресурсов
По данным правозащитников, на территории Олимпийского городка гости могут беспрепятственно пользоваться Интернетом, чего нельзя сказать о гражданах Туркменистана. В стране по-прежнему фактически заблокированы все популярные социальные сети (Вконтакте, Facebook, WhatsApp), а в августе месяце также заблокировали сайт Одноклассники.
Особую озабоченность вызывает масштабная DDOS-атака, которой подвергся в начале августа сайт ТИПЧ после того, как подготовленное ТИПЧ ироническое видео о президенте Бердымухамедове, демонстрирующем свои высокие навыки стрельбы из огнестрельного оружия и метания ножей разошлось по сети и привлекло внимание западных медиа.
Свобода слова. Преследование независимых активистов и журналистов.
Солтан Ачилова, Корреспондент Радио Азатлык (Туркменская редакция Азаттыка) неоднократно подверглась нападениям за свою независимую деятельность. В конце июля на 67-летнюю женщину напали дважды.
27 июля, в 11. 40 утра Ачилова вышла из Информационного центра при посольстве США в Туркменистане и села в автобус. Находясь в автобусе она хотела сделать фотографию из окна, но ее схватил за руку неизвестный мужчина, который заявил, что Ачилова якобы сфотографировала его сестру и поместила фото в Интернет. На следующий день, 28 июля, около 10. 15 утра Ачилова вышла из Информационного центра при посольстве США и по дороге к автобусной остановке хотела сделать фото девушки, стригущей траву. Ачилова спросила разрешения у девушки, но на нее напал неизвестный молодой мужчина (около 20 22 лет) и начал выкручивать ей руки. К Ачиловой подошла ее знакомая, и мужчина вынужден был ее отпустить, но продолжал при этом угрожать. Так, когда Ачилова зашла в автобус — он зашел следом за ней и заявил ей: Как выйдешь из автобуса, увидишь, что я сделаю. Ачилова связалась с родственниками по мобильному телефону и попросила встретить ее у остановки. По данным правозащитников, после нападения у дома Ачиловой постоянно вели наблюдение неизвестные люди.
В предыдущих докладах уже сообщалось о психологическом давлении, оказываемом на известную гражданскую активистку Наталью Шабунц . В августе стало известно уже об открытой провокации против нее.
Рано утром 20 августа, когда Наталия, как обычно, выгуливала своих собак, к ней подошли две молодые туркменки с детьми.
— Русская свинья! Только русские держат дома собак! Их собаки пугают наших детей! начали кричать женщины на ломанном русском языке, приправляя свои крики отборным туркменским матом и другими оскорблениями.
Шабунц пыталась уйти от женщин в сторону дома, но женщины шли следом за ней. Наталья попыталась найти защиту у мужчины, встретившегося на пути, но он присоединился к оскорблявшим Наталью женщинам. Они стали кричать ей вслед: Стой! Куда убегаешь, тварь? Давай поговорим! Мы живем очень хорошо в нашей прекрасной стране! Живем как хотим! А ты убирайся в свою Россию!. Надеясь найти защиту у жителей соседних домов, Н.Шабунц направилась к небольшому магазину, где обычно по утрам собираются покупатели. Но стоявшие возле магазина несколько мужчин также начали выкрикивать оскорбления в адрес Натальи и попытались пнуть ее собаку. Травля прекратилась только после того, как толпу пристыдил пожилой туркмен. Позже соседи, которые наблюдали сцену из окон сообщили Шабунц, что начавших провокацию двух женщин они никогда не видели в своем районе, но мужчину, присоединившегося к ним, они видели часто у подъезда дома, где живет Наталия.
Контроль неблагонадёжных граждан
В конце августа из Ашхабада в регионы Туркменистана поступили списки лиц, требующих особого внимания со стороны силовых структур МНБ, полиции и миграционной службы во время проведения Азиады. В списки включены лица, имевшие судимости, состоящие на учете в полиции (в том числе дебоширы, алкоголики, наркоманы), а также состоящие на учете в психоневрологических клиниках. Кроме этого, в списки включены отдельные гражданские активисты и их родственники, являющиеся с точки зрения спецслужб неблагонадежными. Участковые полицейские обзванивают всех людей, указанных в списках и требуют, чтобы они пришли в полицейские участки, где они должны подписать некий документ и где сделают их фотографию. Причем, если с лицами из первой категории (склонными к уголовным преступлениям) представители силовых ведомств особо не церемонятся и, в случае неподчинения, силой доставляют их в участок, то с неблагонадежными гражданами полицейские разговаривают вежливо и просят прийти в участок (для фотографирования и подписи).
Пропавшие без вести
Десятки политзаключенных продолжают содержаться инкомуникадо в тюрьмах страны. Заключенные не имеют связи с внешним миром, их родственникам ничего неизвестно о месте их содержания. Неоднократные призывы международной общественности к властям Туркменистана прекратить практику изоляции задержанных в тюрьмах Туркменистана не привели к изменению ситуации. Только в случае смерти задержанного становится известно о его судьбе. Так, 10 августа 2017 года стало известно о смерти Акмурада Реджепова, бывшего начальника Службы безопасности президента страны. 27 июля 2007 г. Верховный суд Туркменистана признал Реджепова виновным по шести статьям Уголовного Кодекса и приговорил его к 17 годам лишения свободы. После суда Акмурад Реджепов был помещен в тюрьму, где вопреки нормам международного и национального права в течение 10 лет содержался инкоммуникадо (без связи с внешним миром). Имя Реджепова фигурировало в материалах международной кампании Покажите их живыми, призывающей к раскрытию информации о судьбе более 100 особых узников, бесследно исчезнувших в туркменских тюрьмах за последние 15 лет.
Снос домов
В стране по-прежнему актуальна проблема сноса домов и отказа предоставить гражданам адекватное жилье или компенсацию. Так, Ашхабаде начался снос частных домов в районе проспектов им. Атамурата Ниязова (бывш.Худайбердыева) и Мира. На данный момент было разрушено 35 домов, в целом сносу подлежат около 100. Столичные власти признают, что не смогут обеспечить жильем всех, чьи дома будут снесены. Жильцам предлагают временно пожить у родственников или арендовать жилье.