Ата Гарлыев
19 июня президент Гурбангулы Бердымухамедов принял участие в Международной конференции Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы, которая проходила в Душанбе.
Выступая на мероприятии, глава государства отметил, что от решения вопросов сохранения и рационального использования водных ресурсов во многом зависят ход общемировых процессов, перспективы обеспечения прочного мира, стабильности, развития и благополучия на планете.
Пока президент Бердымухамедов с высоких трибун предлагает различные инициативы международному сообществу, в водном хозяйстве его страны наблюдается масса нерешенных проблем.
По инициативе Туркменбаши в начале 2000-х было решено построить в Каракумах искусственное водохранилище Алтын асыр. Для этого, по аналогии с озером Сарыкамыш, коллекторно-дренажными водами заполнили естественную природную впадину Карашор, расположенную приблизительно в 200 километрах севернее города Сердар (бывший Кизыл-Арват).
Для наполнения Карашора был прорыт коллектор, берущий начало в Лебапском велаяте и протянувшийся по пескам с востока на запад почти на 800 километров. Все коллекторно-дренажные воды Лебапа, Мары и Ахала сбрасываются в него.
Русло коллектора проложено параллельно руслу канала Каракум, но на 100 километров севернее. Проложено оно прямо в песке и без облицовки. Расчет был сделан на то, что со временем произойдет заиливание русла, что предотвратит дальнейшее просачивание воды в песок. Кстати, именно на это рассчитывали и при строительстве Каракумского канала в середине прошлого века, однако позднее специалисты признали это ошибкой. Тогда этот факт остался без должного внимания, потому что было важнее как можно скорее завершить строительство канала. В итоге просачивание воды по всей длине Каракумского канала привело к поднятию уровня грунтовых вод, что вызвало засоление и деградацию больших площадей земель.
При строительстве нового коллектора не были учтены метрологические факторы, то есть постоянно дующие в разных направлениях ветра в Каракумах и вызываемые ими движения гигантских масс песка (барханов). В результате наносов песка в коллектор постепенно изменилось его русло. Вода размыла берега и залила огромные площади, образуя озера. Из-за этого во многих местах, где проходит коллектор, невозможно понять, где первоначально располагалось его русло.
Периодически, дренажная вода, насыщенная химическими веществами и солями с пахотных полей в коллекторе отступает, оставляя после себя засоленную мертвую землю. Ирригационные работы здесь уже давно не ведутся.
Сегодня невозможно подсчитать, сколько миллионов кубометров воды не дошло до конечного пункта назначения. Можно только догадываться о масштабах вреда, нанесенного и наносимого по сей день экологии пустыни.
Однако рано или поздно эта проблема даст о себе знать, так же, как и погибающий Арал напоминает людям о своей агонии.
В начале июня соляная буря с Арала на несколько дней накрыла плотным туманом значительную часть Туркменистана.
На обнажившейся части озера появилась новая солевая пустыня площадью 5,5 миллионов гектаров. Свыше 90 дней в году над ней бушуют пылевые бури, разнося на тысячи километров пыль и ядовитые соли, обнаруженные на побережье Антарктиды, на ледниках Гренландии, в лесах Норвегии…