Туркменский государственный институт финансов (ТГИФ) был открыт в 2011 году по указу второго президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Вузу предстояло обеспечивать кадрами и стратегией финансово-экономический сектор страны, и разместился он в здании, которое получил с плеча старшего брата — ТГИЭУ, главной кузницы туркменских экономистов и менеджеров. Однако если и в ТГИЭУ квалифицированных преподавателей мало, а научная деятельность едва теплится, то в ТГИФ нет даже подобия этого. Какие ценные бумаги покупает финансовый вуз, чтобы имитировать свой престиж, и чем из-под полы торгуют в его аудиториях и общежитиях — в новом материале из цикла turkmen.news о высшем образовании в Туркменистане.
Сапожники без сапог
Чтобы получить общее представление о качестве преподавания в ТГИФ, можно даже не ходить на лекции. Хозрасчетный финансовый вуз: кажется, здесь должны уметь зарабатывать и тратить деньги, учебные корпуса — иметь все удобства и современные гаджеты, а общежития напоминать хорошие гостиницы… Но как бы не так!
Главному зданию вуза уже несколько десятилетий, его стены идут трещинами. Из-за плохой гидроизоляции подвалы регулярно затапливает, а на потолках местами проступает плесень. Что уж говорить о том, что старая планировка не предусматривает ни лифты, ни пандусы, ни мини-аудитории под практические занятия, ни достаточное число розеток… Интернетом, как рассказывает сам вуз, оснащена всего одна аудитория, проекторов мало. Не хватает даже мячей и сеток для спортивных занятий, хотя закупить их было бы дешевле всего.
Не лучше оснащение общежитий: старая проводка, не рассчитанная на микроволновки и обогреватели; старые водопроводные трубы и система канализации, из-за этого на верхних этажах не хватает напора, а от сливов разит неприятным запахом. В общежитии нет никакой звукоизоляции — а это проблема, потому что… некоторые студенты за деньги договариваются с дежурным и проводят в общежитие секс-работниц, видимо, воображая себя волками с Уолл-стрит.
Все продается и покупается
Однако способность ТГИФ произвести биржевых воротил вызывает большие вопросы, и дело не только в состоянии зданий. Возможно, сотрудники ТГИФ не так хороши в управлении образовательным учреждением, зато профи в своих областях знаний?
Тоже нет. В еженедельных отчетах вуз похваляется регулярными публикациями преподавателей и студентов в международных научных изданиях. За четыре года они выпустили свои тексты в журналах 1120 раз! Правда, до баз Scopus и Web of Science, без которых о научной репутации можно не мечтать, добрались всего две ТГИФ-овских публикации.
Что же это за издания, в которых исследователи из ТГИФ регулярно публикуются, если их нет в базах? Чаще всего в отчетах сам вуз упоминает международный научный журнал Символ науки. Ценность и престиж научного журнала можно оценить по индексу цитирования и импакт-фактору, и у Символа науки они составляют 0,11 и 0,24 соответственно. Это как минимум в 10 раз ниже отраслевых стандартов. Другим исследователям статьи из этого журнала даром не дались, на них почти не ссылаются.
Самое забавное, что этот международный научный журнал из России мог бы вообще называться туркменским. Чарыева, Аннамамедов, Реджепов, Яздурдыева — в списке авторов сплошь туркменские фамилии.
Символ науки еще можно подсунуть чиновникам или родителям, которые не знают про индексы и никогда не слышали о таком понятии, как мусорные журналы, — а его давно определили в эту категорию. Но второе излюбленное ТГИФ издание даже не маскирует свою природу. Образование и наука в XXI веке открыто торгует возможностью опубликоваться на его страницах: стоимость по карману даже школьникам (190-260 рублей, около 23 долларов), размещение обещают за 24 часа. Рецензирование, которое якобы обещает журнал, в такие сроки невозможно. Сертификат и благодарственное письмо — бесплатный бонус. Из Туркменистана перевести деньги этой организации, зарегистрированной в пятиэтажной хрущевке (!) в Кемерово, можно через посредников.
Сотрудники ТГИФ, покупающие с помощью российского издания фальшивую репутацию, и сами торгуют фальшивками. Некоторые преподаватели за деньги сами пишут студентам курсовые или дипломные работы, а иные даже продают их в другие вузы! При этом солидная подпись — совсем не гарантия, что работа будет осмысленной (о чем ниже) или уникальной, ведь системы определения антиплагиата в ТГИФ нет.
Конечно, продают и оценки за работы и экзамены, и зачисление. Последнее стоит в среднем 57 тысяч долларов — вдобавок к официальной стоимости обучения и при оплате напрямую людям в вузе, то есть без посредников.
Сбитые летчики и …
В более-менее престижных вузах Туркменистана преподает немало сбитых летчиков — бывших высокопоставленных чиновников, которые не угодили первым лицам и лишились карьеры, но хотя бы не свободы. Многие продолжают грезить о возвращении в большую политику, как, например, бывший вице-премьер по финансам Мухамметгулы Мухаммедов из ТГИЭУ или бывший заместитель министра иностранных дел Бердынияз Мятиев из ИМО МИД.
Однако в ТГИФ фигур такого масштаба мало, а те, что затесались, стараются особо не привлекать к себе внимания. Так, Тувакмамед Джапаров даже не стремится возглавить какую-нибудь кафедру или направление. Когда 15 лет назад он был вице-премьером по экономике, Гурбангулы Бердымухамедов дважды объявлял ему выговор, а когда он руководил Центробанком, дело и вовсе закончилось увольнением за недостатки в работе. Для Джапарова оказаться лишний раз в поле зрения Бердымухамедова — это шанс не на возвращение в правительство, а на попадание за решетку.
Бахаргуль Абдыева, возможно, была бы и рада себя пропиарить, но просто не умеет этого делать. Сейчас она руководит кафедрой иностранных языков, а еще в 2020 году была вице-премьером по вопросам культуры и СМИ. Официальные СМИ ей никак не удавалось вывести на современный уровень, и в итоге ее уволили.
… прочие очковтиратели
Бывшие чиновники за кафедрой — это не всегда плохо, наоборот, они могут передавать студентам практический опыт, в том числе международный. Но список таких лекторов в ТГИФ короток. Впрочем, не длиннее перечень и серьезных преподавателей в общем.
Единственный профессор — Меретгулы Овлягулыев. Раньше он работал в Международном туркмено-турецком университете, что в Туркменистане было признаком качества. Но потом вуз из-за преследований гюленистов закрыли.
Увы, качество — это не про Овлягулыева. Как и коллеги, он печатается в Символе науки, ограничиваясь при этом тремя источниками на текст, два из которых — из энциклопедии. А в старом МТТУ он возглавлял… кафедру Рухнамы. То есть в ТГИФ преподаватель с самой высокой должностью не просто далек от финансов, он вообще далек от какой-либо признанной специализации. Да и как он стал профессором — загадка: для этого нужна высшая ученая степень, а именно докторская, а у этого псевдоисторика — кандидатская.
А вот как Руслан Джумаев стал ответственным за кафедру экономической теории — известно: он в хороших отношениях с ректором Байрамом Танрыбердыевым. Хотя формально Джумаев всего лишь временно исполняет обязанности заведующего кафедрой, но это временно длится уже пять лет.
До прихода в ТГИФ Джумаев был замначальника управления методологии Министерства труда и социальной защиты населения. В 2017 году был уволен, а вскоре осужден на длительный срок за махинации с пенсиями министр труда Сейитмамед Акмаммедов. Вскоре полетел и Руслан Джумаев: новый министр Мухамметсейит Сылапов решил избавиться от старых, возможно, продажных руководителей.
Неизвестно, участвовал ли Джумаев в схемах Акмаммедова, но в ТГИФ, (а также и в ИМО МИД, где он работал до министерства) его богатство лишь растет. Причем пропорционально не официальной зарплате, а числу прикрытых им нарушений и исполненных просьб.
Но и официальные бонусы, и не только пост врио, у Джумаева есть. Как и еще один любимчик ректора Шохрат Бяшимов, он регулярно ездит в зарубежные командировки. Обычным преподавателям это недоступно.
Однако официально закрепиться на посту, а тем более подняться выше Джумаеву никак не удается. Возможно, проблема в происхождении: в пресловутой уч арка маглумат он не смог подтвердить, что является чистокровным туркменом. Впрочем, это не стало бы помехой, будь у Джумаева другие связи помимо ректора Танрыбердыева. А возможно, он, наоборот, успел перейти кому-то дорогу.
Так лишился должности проректора по научной работе Международного университета гуманитарных наук и развития Керим Кертиев: в вузе строгого режима он не сработался с тогдашним ректором Эсеном Айдогдыевым. Теперь Кертиев тоже в ТГИФ, где всего лишь заведует кафедрой, зато какой: налогов и налогообложения на одноименном факультете. У его выпускников — прямой путь в налоговую, поэтому абитуриентам можно устанавливать особенно высокие шапки за поступление.
Джумагельды Акгаев, проректор ТГИФ по учебной работе, прекрасно видит проблемы и со взятками, и с продажей работ, и с низким качеством преподавания — но ничего не делает. Возможно, он имеет от теневого бизнеса свою долю, а возможно, ему просто лень.
Кажется, девиз главного финансового вуза Туркменистана — авось пронесет!. Преподающие там эксперты не могут просчитать ситуацию на пару ходов вперед. Ведь пока что от них требуется просто ответственно выполнять свою работу. Да, придется поднапрячься, но ничего — другие же как-то с этим живут.
А вот если вдруг последствия их действий (или бездействия) — к примеру, мощный финансовый кризис или серьезные просчеты их бывших студентов, ударят по Туркменистану, то ответственность резко возрастет. Правда, нести ее придется не только им самим, но и, что хуже, стране в целом.
Атомные бомбы ТГИЭУ. Кто и как преподает в ведущем экономическом вузе Туркменистана
Институт международных подношений. О том, как готовят будущих дипломатов в ведущем вузе Туркменистана
Вуз строгого режима. Студентов ашхабадского университета заставляют выстаивать линейки на морозе
В нефтегазовом вузе Туркменистана требуют взятки за каждый шаг
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Наука по скидке. Как в Туркменском государственном институте финансов обесценивают знания appeared first on Turkmen.News.