В свой 80-летний юбилей народный художник Туркменистана Аннадурды Алмамедов подарил возможность многочисленным поклонникам изобразительного искусства, коллегам и ученикам совершить экскурс в стилистически и колористически богатый мир его творчества. Более 300 полотен мэтра живописи составили персональную экспозицию в выставочном зале Академии художеств.
Будучи родом из горного села Бендесен (ныне этрап Сердар), художник вырос в краю гор и маков. Весной полевые цветы покрывали алым ковром холмистый ландшафт. Красота такая, что дух захватывает! Родившись в этом чудесном месте, я просто не мог не стать художником, - говорит юбиляр. И даже несмотря на то, что пятеро детей рано лишилась отца, Аннадурды Алмамедович вспоминает детские годы с улыбкой. Помогая старшему брату пасти отару колхозных овец, он вдыхал чистый и пьянящий воздух гор и восхищался живописностью родного края.
В 1948 году семья Алмамедовых переехала в Кизиларват (ныне г. Сердар). Общительный одиннадцатилетний мальчуган стал частым гостем воспитанников детского дома, среди которых был и известный в последствии живописец Дурды Байрамов. Ребята подружились и долгие часы проводили вместе, играя в футбол, занимаясь рисованием. Общее увлечение, определившее их жизненное кредо, и крепкая дружба связали художников на всю жизнь.
В 1954 году они вместе поступили в художественное училище им. Шота Руставели, правда, на разные отделения. Аннадурды Алмамедов стал постигать секреты сценографии. Пареньку из провинциального городка еще не доводилось бывать в театре, и ему трудно было понять в чём собственно состоит его будущая профессия. Погружение в атмосферу сценического действа началось с визита в театр оперы и балета на спектакль Князь Игорь. Туда его привёл педагог Петр Кондратьевич Ершов, создавший декорации к спектаклю. Аннадурды Алмамедов пришел в восторг. Театр увлек его, и с большим энтузиазмом, свойственным молодым людям, он работал над спектаклями.
Аннадурды Алмамедович решил раз и навсегда связать свою судьбу со сценой, поэтому сразу же после окончания училища он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского. Потом работал главным художником Театра юного зрителя. Отдельный раздел выставки занимают авторские эскизы к ряду постановок. За многие из них художник удостоен премий, дипломов, почетных грамот… Но наступил момент, когда сценография отошла в сторону, уступив место станковой живописи. Появилась потребность выражать чувства и мироощущение на холсте. Тем более, ему было чем поделиться ведь он из мест, где самые прекрасные горы и маки. И опять с присущей ему напористостью он с упоением пишет одну картину за другой.
Как верно подметила искусствовед Алтынджемал Байлиева, творчество Аннадурды Алмамедова имеет одну особенность оно не назидательно. Он не бичует какие-либо общественные пороки, не призывает жить так, а не иначе. Его гражданственность в неиссякаемой любви к родному краю. Один из горных пейзажей художника называется Легенда, впрочем, такое название можно дать всем написанным им горам. Аннадурды Алмамедов не вдается в описание конкретных деталей горного ландшафта, а представляет его так, как чувствует, от этого его письмо напоминает скорее прикладной жанр, нежели реалистический. В этом прослеживается опыт сценографа. Картинам Алмамедова присуща гармоничная, жизнеутверждающая палитра, и это ярко характеризует самого художника.
Одному из горных пейзажей автор дал название Горы, видевшие Фраги. В этом названии, а не наоборот Горы, которые видел Махтумкули Фраги, воплотилось преклонение художника перед великим поэтом. Но тем не менее, наше присутствие в этих местах сопровождается подконтрольной мыслью, что Махтумкули, много раз находящийся здесь, также восхищался удивительной красотой лунных гор, потому что по-другому к ним нельзя относиться.
Художник даже Портрет матери написал не на фоне ковра или гранатового дерева, а на фоне гор, подчеркнув тем самым свою генетическую связь с малой родиной. Среди картин портретного жанра особенно хороши Портрет Чары Овезова и Портрет старого афганца (из серии работ Поездка по Афганистану). Оба персонажа выглядят настолько реалистично, что кажется, вот-вот Чары Овезов поменяет позу, а приостановившийся афганский старик через секунду продолжит путь.
Живописец часто обращается к флористике, у него прекрасные букеты кудрявых гроздей сирени и пронзительно синих колокольчиков, а также стройных изысканных ирисов. Но полыхающие маки занимают особое место в его творчестве. Художник, наверное, раз сто обращался к изображению этого самого прекрасного полевого цветка и ни разу не повторился. Вот, великолепный букет, где каждый цветочек вызывает восхищение, а на другом полотне они словно удивлены повышенному вниманию, глядя на следующую работу, кажется, что от усталости головки цветков склоняются ко сну…
Параллельно с творчеством Аннадурды Алмамедович активно занимается педагогической деятельностью. Сразу же после окончания Ташкентского театрально-художественного института он начал преподавать в художественном училище. С открытием Академии художеств продолжает наставническую миссию там. Многие из его учеников ныне известные живописцы. Неоднократно народный художник Туркменистана Аннадурды Алмамедов выставляет свои работы в объединённых экспозициях, вызывающих повышенный интерес зрителей возможностью наблюдать как преломляется опыт и талант педагога в творчестве его учеников.