Мурад Садыков - любимый певец миллионов

Мурад Садыков - любимый певец миллионов

Открылась дверь с табличкой Тихо. Идет экзамен!, и перед приемной комиссией Туркменского государственного музыкального училища предстал интеллигентный симпатичный младший научный сотрудник Гипроводхоза. Первая реакция членов комиссии спросить: Вы не ошиблись дверью?. Но абитуриент четко называет свою фамилию: Садыков Мурад. Члены комиссии люди бывалые, им приходилось встречаться с удивительными талантами и, наоборот, с удивительными бездарями, а также со скрипачами и пианистами, желающими резко изменить свою судьбу и продолжить обучение по вокалу, но чтобы абитуриентом был научный сотрудник, такого еще не было. Однако стоило Мураду Садыкову запеть, и сердца суровых экзаменаторов растаяли…

Одновременно попробуем войти в состояние Мурада Садыкова. Переступить порог музыкального училища в его статусе − это был шаг, равнозначный подвигу, благодаря которому не только на родине узнали и полюбили народного артиста Туркменистана Мурада Садыкова.

Его концертная деятельность, можно сказать, началась в военные годы, когда хорошенький мальчуган с мандолиной в руках приходил в эвакуированный в Ашхабад госпиталь для раненых бойцов, и высоким звонким голосом на чисто русском языке выводил: Расцветали яблони и груши…. Солдаты улыбались и плакали, просили приходить ещё. А однажды один расчувствовавшийся боец подарил маленькому певцу целую буханку черного хлеба. Буханка хлеба в военное время это было невиданным счастьем! Мурад нёс домой свой первый гонорар, предвкушая, как мама обрадуется и разрежет хлеб на равные части, чтобы накормить брата и двух сестёр. Чувство голода, постоянно мучавшее его, возрастало от вкусного запаха, и, опасаясь не устоять перед хлебным соблазном, вторую половину дороги до дома он почти пробежал.

Но хлеб хлебом, а больше всего нравилось Мураду выступать. Он прекрасно осознавал, как под воздействием его голоса люди меняются, и это завораживало мальчика. И он пел в художественной самодеятельности детского дома, куда его определила мама, так как нечем было кормить детей. В школе занимал первые места в конкурсах. И чем больше пел, тем больше ему это нравилось. Но кроме пения был и мальчишеский интерес к технике, что и предопределило выбор вуза поступил в Туркменский гоударственный сельскохозяйственный институт (ныне университет). А там художественная самодеятельность, поездка в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году.

Получив диплом инженера-гидротехника, он сразу же поступил на вечернее отделение музучилища по классу вокала, но еще 7 лет работал по специальности, несколько лет успешно совмещая музыку и науку, пока его перед защитой научной работы не попросили выбрать что-то одно. И музыка победила. Это был точный расчет молодого инженера: во-первых, он становился профессиональным певцом, во-вторых, вращаясь среди музыкантов, легче было создать свой ВИА вокально-инструментальный ансамбль, без которого Мурад не представлял своего будущего.

Так и вышло. Вокруг успешного солиста радио и телевидения собирались единомышленники − Ришат Шафиев, Ильяс Реджепов, Шамамед Бяшимов, Хаджириза Азизов, которые также, как Мурад, жили музыкой. В 1970 году творческими силами этой группы музыкантов был создан вокально-инструментальный ансамбль Гунеш. В основе его творчества был фольклор в современной аранжировке. Такой подход был безошибочен: национальный колорит в сочетании с новейшими музыкальными тенденциями покорял слушателей.

Нежный голос Мурада Садыкова зазвучал по радио − а в то время радиоприемники были в каждом доме − и исполненные им песни сразу же становились хитами. В их числе Свадебная песня, Лунная ночь, Будешь удивляться, Любимая моя, Лейла, Ковровщица, Утренний ветерок, Белый голубь − песни, созданные туркменскими композиторами Чары Нурымовым, Данатаром Овезовым, Аманом Агаджиковым, Вели Мухатовым, но представшие в эстрадной интерпретации. Песня Белый голубь настолько полюбилась сельчанам, что когда на гастроли в глубинку приезжал ВИА Гунеш, местные мальчишки, увидев Мурада Садыкова, радостно оглашали на всю округу: Белый голубь к нам приехал!!!. Образ Мурада Садыкова ассоциировался с песней Белый голубь.

Успех ансамбля Гунеш притягивал молодых музыкантов, и вскоре его состав пополнился Станиславом Морозовым, Владимиром Белоусовым, Степаном Степаняном, Олегом Королёвым. В 70-е годы прошлого столетия наблюдался всплеск вокально-инструментальных ансамблей во многих союзных республиках. И ансамбль Гунеш влился в число таких известных эстрадных коллективов, как Веселые ребята (Москва), Поющие гитары (Ленинград), Песняры (Минск), Цветы (Москва), Иверия (Тбилиси), Ялла (Ташкент) и др.

Для слушателей каждое выступление ансамбля Гунеш было долгожданным подарком. Великолепно звучал проникновенный голос Мурада Садыкова при исполнении русских песен: Песня о матери, Русское поле, Смуглянка, На солнечной поляночке и другие. В дальнейшем эти песни вошли в антологию Всесоюзного радио.

Рассказывают, что когда кинорежисер Леонид Быков искал исполнителя песни Смуглянка для саундтрека в фильме В бой идут одни “старики”, он прослушал несколько записей разных певцов, не зная их имен, и, услышав исполнение Мурада Садыкова, заметил: Вот этот русский парень здорово поет. Кто-то заметил: А он не русский. Да не может быть!, воскликнул режиссер. И неповторимый голос Мурада Садыкова вошел в знаменитую советскую киноленту 1973 года, получившую целый ряд премии.

Популярность певца вышла далеко за пределы республики и страны. С ошеломляющим успехом проходили гастроли ВИА Гунеш в Германии, Чехословакии, Болгарии, Монголии, Канаде, в странах Африки, во Вьетнаме. После концерта в городе Хошимине, вспоминал Шамамед Бяшимов, состоялась торжественная церемония присвоения Мураду Садыкову звания Почётный гражданин города, вручения памятного знака и ордена Дружбы народов. Признание нашего соотечественника звучало как гимн нашей Родине, как высокая оценка туркменского национального искусства.

Коллектив ансамбля Гунеш становился лауреатом польского конкурса Зелена Гура в 1978 году, фестиваля в Грузии Весенние ритмы в 1980 году, Всесоюзного конкурса поп-музыки и песни в Армении в 1981 году. В 1982 году ансамблю Гунеш было присвоено почетное звание Заслуженный художественный коллектив Туркменской ССР. В том же году Мураду Садыкову присваивается почетное звание Народный артист Туркменистана.

И вдруг на пике славы успешный ансамбль прекращает свое существование. Руководитель Гунеша Мурад Садыков неожиданно выходит из группы, а без него незаурядный музыкальный коллектив распадается. В творческих группах такое происходит довольно часто. Обычно яблоком раздора становится человеческий фактор внутри коллектива или вне его. Что бы там ни было, но во второй половине восьмидесятых группа распалась.

Концертная деятельность Садыкова, впрочем, и раньше совмещалась с его сольными выступлениями в содружестве с другими аккомпаниаторами. Продолжалась она еще много лет и после Гунеша. Мурад Садыков выступал с разными оркестрами: симфоническими, эстрадно-симфоническими, ашхабадскими и московскими, а также с камерными музыкантами.

В 2013 году знаменитого певца не стало, но его прекрасный голос по-прежнему продолжает жить в сердцах туркменистанцев. Указом Президента страны Гурбангулы Бердымухамедова в 2016 году Мурад Садыков посмертно был награжден медалью Watana bolan söýgüsi üçin”. Вклад певца в развитие туркменской эстрады достойно оценен соотечественниками.

Тамара ГЛАЗУНОВА

Еще статьи по теме

В Ашхабаде Международный день джаза отметили большим концертом
Агентство Гунешли заман и онлайн-площадка Jayym.com объединяют усилия
В Безмеинском этрапе Ашхабада будет сдано в эксплуатацию 22 жилых дома
В столице Туркменистана на проспекте Махтумкули начато создание парка Ташкент
Компания Гунешли Заман выступила спонсором кинофестиваля
В Ашхабаде проходит Неделя туркменских фильмов и фестиваль короткометражного кино