Туркменистан занимает одно из первых мест в мире по числу заключенных на 100 тысяч человек. Несправедливые приговоры, пыточные условия и прямые издевательства — это реалии, с которыми может столкнуться любой человек, любая семья в стране.
Turkmen.news регулярно рассказывает об этих реалиях в подробностях: власти прячут за решеткой людей, но не могут спрятать правду. Ранее мы публиковали свидетельства граждан Ирана, которые отбывали наказание в туркменских тюрьмах по многу лет, подвергаясь пыткам и унижениям. Для нового цикла мы поговорили с гражданином Туркменистана, прошедшим весь путь туркменской уголовно-исполнительной системы. В первой части речь пойдет о спецприемнике Арзув в одноименном поселке близ Ашхабада, название которого переводится как Мечта.
Заключение для жителей Ашхабада, на которых обратили внимание правоохранительные органы, начинается со спецприемника Арзув. Его распределитель всегда переполнен: бездомные или нетрезвые люди, а также те, кто каким-то образом нарушили общественный порядок и попались патрульным. Одних спустя сутки выпускают, других ждет административный арест — главное предназначение Арзува.
Однако туркменские органы приспособили Арзув и для других нужд. Когда полиции необходимо изолировать подозреваемого по уголовному делу, но оснований не хватает, человеку стряпают так называемую административку: составляют протокол о том, что он якобы мочился или препирался с кем-то в общественном месте. Его везут в суд, и судья без лишних вопросов назначает арест в спецприемнике на срок до 15 суток. Пока подозреваемый их отбывает, следователи собирают нужные доказательства по основному делу. Или «собирают».
Для следователей это удобно: в любое время они могут вызвать подозреваемого в отделение полиции и отправить обратно. Это делают, чтобы подозреваемый не ушел в бега. Также эту меру используют, чтобы дать время его родственникам договориться с кем надо и замять дело, — поясняет источник.
Время от времени административным арестом устрашают людей, распространяющих VPN-сервисы. Фабрикуют основание, задерживают на несколько суток и тем самым дают понять, что государство готово серьезно наказывать тех, кто даже просто смотрит не в ту сторону.
Ободранные стены, старый деревянный пол и клопы
В Арзуве заключенного первым делом ждет шмон. Его выполняют солдаты, которые сначала прощупывают одежду на новоприбывших, а затем просят их снять штаны и нижнее белье и проводят визуальный досмотр. После этого заключенных распределяют по камерам.
Камер в спецприемнике больше десятка. Они маленькие, давно без ремонта: ободранные стены, старый деревянный пол. И клопы. Тускло светит единственная лампочка, темно. Камеру, рассчитанную на двоих-четверых, делят до 14 заключенных. Человека, который впервые попадает в такое место, Мечта приводит в шок.
Никаких батарей, кондиционеров, вентиляторов. Летом — невыносимая духота. В маленьком тесном помещении, набитом людьми, постоянно не хватает воздуха, по всему телу струится пот. Зимой с улицы тянет холодом, приходится постоянно двигаться, чтобы согреться, но в тесной камере особо не подвигаешься. Ночью в холод или в жару сложно уснуть.
Собеседник turkmen.news делится, что уснуть в спецприемнике в принципе не так-то просто:
Чтобы лечь спать, нужно всем скоординироваться, пристроиться вплотную друг к другу и стараться не двигаться, чтобы не задеть других. В камерах полно клопов, поэтому никто не спит, а только дремлет. Если чувствуешь, что по телу что-то ползет, нужно немедленно это сбросить с себя и прихлопнуть тапком.
В туалет выводят каждые 3 часа. Вечером разрешают несколько минут искупаться, то есть постоять под небольшим напором воды. Никаких средств гигиены не дают.
Любой каприз за ваши деньги
Заключенных в спецприемнике охраняют солдаты и офицеры, с которыми за плату можно договориться об услугах. Платить нужно наличными: с учетом общей обстановки даже удивительно, что их по прибытии у человека не изымают. Заключенные, которые имели при себе денежные средства или могут попросить их у родственников, стараются хоть немного улучшить свои условия. Источник turkmen.news рассказывает, какие услуги предлагают в Арзуве.
Например, за деньги можно отправить солдата в близлежащий магазин, чтобы тот купил воду, другие напитки и еду. Некоторые солдаты ничего не берут: понимают тяжелое положение сидящих в камере. Но офицеру, чтобы он отпустил солдата, заплатить нужно в любом случае.
С офицером за 100200 манатов можно договориться и о передаче. Заключенные звонят домой, просят привезти необходимые вещи. Офицер выходит, забирает их вместе со своим вознаграждением и относит в камеру. Эта услуга, положенная заключенным бесплатно, пользуется спросом даже за деньги.
Питание в “Арзуве» ужасное, баланда несъедобная, поэтому те, у кого есть возможность, стараются получить передачу или обходятся чаем с сахаром.
Сам звонок родным тоже стоит денег: 50100 манатов за 5 минут. Офицер или солдат выводят заключенного якобы по нужде, дают ему мобильный и отправляют в туалет, откуда тот и звонит.
Наконец, можно договориться об отдельной камере.
Ничего особенного в ней нет: те же ободранные стены, прогнивший деревянный пол и тоже клопы. Но там вы получаете возможность побыть с меньшим числом людей, а меньше народа — больше кислорода. В камерах эта расхожая фраза звучит особенно актуально.
Процедуры и традиции
В Арзуве начинается не только заключение, но и знакомство с его формальными и неформальными порядками. Вместе с досмотром у человека снимают отпечатки пальцев. К слову, эту процедуру проводят и в суде, и в отделе полиции, и в изоляторе временного содержания (ИВС), и в следственном изоляторе, и на зоне, и даже после освобождения, когда бывший заключенный отмечается у инспектора.
С новоприбывшими по административным делам общаются оперативники отдела уголовного розыска. Они стараются разговорить заключенных, чтобы собрать материал для уголовного дела. Подозреваемых в уголовных преступлениях затем часто вывозят в полицейский участок на допросы следователя.
Но если сотрудникам полиции лишнего лучше не говорить, то друг с другом заключенные охотно общаются, чтобы скоротать время. Люди делятся мечтами, планами и слушают рассказы-истории новоприбывших.
В камере всегда находится тот, кто умеет петь. Его всегда просят что-нибудь исполнить, он выбирает, в основном, туркменские народные песни, в полной тишине исполнителя слушают. Это единственное развлечение, — говорит собеседник turkmen.news
Наконец, покидают Арзув, как правило, двумя путями. Те, кто действительно отбывал здесь административное наказание, уходят домой по истечении его срока. А тех, против кого ведут уголовное расследование, в конце концов отправляют в ИВС и по всем остальным кругам мытарств.
Продолжение следует
В Туркменистане правоохранители до смерти запытали молодого человека (видео)
Ад в центре Ашхабада. Воспоминания бывшего заключенного подвалов на Житникова
Прокуратура Туркменистана: Умерший белудж сам нанес себе смертельные увечья под воздействием трамадола
Свидетели Ада. Иранцы заявили о геноциде в туркменских тюрьмах
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Мечте сбыться не суждено. Об условиях в спецприемнике Арзув appeared first on Turkmen.News.