Малый и средний бизнес Туркменистана — как выжить?

Постоянный автор Хроники Туркменистана Ата Гарлыев в своем очередном материале рассказывает о том, какие сложности переживает малый и средний бизнес Туркменистана и как выживает строительная отрасль.

Сегодня малый и средний бизнес страны, куда входят прилавки на базарах, частные коммерческие лавки, магазинчики, маркеты, небольшие компании, мастерские из сферы бытового обслуживания, кафе и закусочные, автомастерские, салоны красоты, переживает тяжелые времена. Эти точки всегда зависят от покупательской способности и платежеспособности своих клиентов, в том числе и госпредприятий.

С падением уровня жизни резко снизилась и покупательская способность населения. А поборы пожарных служб и санэпидстанций, участковых, налоговых и других контролирующих органов остались на прежнем уровне. Как говорят предприниматели, мало того, что их прибыль сейчас мизерная, так еще этих дармоедов надо кормить.

Из-за нерентабельности бизнеса его владельцы прекращают свою работу или переориентируют его на что-то более выгодное. Например, были закрыты два продуктовых магазина, расположенных в бывшем магазине Ветеран по улице Худайбердиева. Был закрыт популярный супермаркет Айболек в микрорайоне МИР. Его хозяин, он же владелец одноименной мебельной фабрики и мебельного магазина, посчитал содержание супермаркета нерентабельным. По такой же причине более больше года назад была продана торговая сеть Акмаркет.

Проблема заключается в том, что поставщики и дистрибьюторы завышают цены и практически не дают товар на реализацию без оплаты всей партии сразу. Это касается и магазинов, и аптек. Поэтому в стране такие высокие цены, включая лекарства. Продавцы не уверены в том, что будет с курсом доллара завтра. Поэтому условие оплатить весь товар сразу для ритейлеров невыполнимо, так как продать товар сегодня, когда резко снизилась покупательская способность, сложно. Срок хранения у продуктов питания и лекарств небольшой, а вот оплачивать ежемесячную аренду и зарплату персоналу необходимо вне зависимости от продаж.

В настоящее время только две торговые сети находятся на плаву Камиль и Halk Market, потому что находятся под надежным крылом Дадаева (Александр Дадаев — глава Союза Промышленников и Предпринимателей Туркменистана. Прим. ред.) и семьи президента.

Очередь за сахаром в Kamil Market

Сегодня в разных районах города можно найти много свободных торговых и офисных площадей для аренды. В районе старой ярмарки и ВДНХ имеются торговые ряды, называемые в народе Домики, где челноки торговали одеждой и обувью. Сегодня 60% этих помещений пустует. Челноки не в состоянии оплачивать даже аренду, не говоря уже о получении прибыли. Бизнес-центры на углу Московского проспекта и улицы Мира, на углу улицы Мира и Юнуса Эмре, а так же торговые центры Беркарар, Империал, Халифа, Джошгун, Огузкент заполнены лишь на 30%-40%. Но несмоторя на такую ситуацию сегодня в каждом новом микрорайоне столицы также строятся торговые центры.

Домики на базаре ВДНХ. Архивное фото

Иностранных компаний в стране почти не осталось, а оставшиеся можно пересчитать по пальцам. Это нефтегазовые компании, со своими субподрядчиками, и строительные, работающие по госзаказу. Сегодня зарегистрировать представительство или филиал иностранной компании невозможно из-за чиновничьих аппетитов, раздутой бюрократии. Кроме того, бизнесмены приближенные к власти не хотят допускать на рынок конкурентов. Из-за этого многие инвесторы уходят из страны, хотя могли не только создавать новые рабочие места, но и отчислять налоги в бюджет страны.

Еще несколько лет назад возникали вопросы о рентабельности туристической зоны Аваза. После того, как буквально были закопаны в песок миллиарды народных средств, а большая часть распилена, президент озаботился окупаемостью объекта. Об этом не может быть и речи из-за дороговизны строительства и почти круглогодичного отсутствия клиентов из-за климатических условий. Однако даже если туристическая зона пустует, ее надо содержать. На это нужны большие деньги, которых сегодня в бюджете страны нет. Поэтому теперь вопросом приватизации Авазы по поручению Гурбангулы Бердымухамедова будет заниматься Дадаев.

Сегодня из местных строительных компаний находятся на плаву — Мырадым, Тязе джай, Чепер, Алтын несил, Нусай Еллары, Хилли и еще несколько, за которыми стоят Дадаев и семья президента. Остальные давно обанкротились, были ликвидированы, приостановили деятельность, а хозяева некоторых даже были посажены за долги.

Возникнет вопрос, как в таких условиях работают предприниматели? Те, кто может, придумывают схемы обхода тех или иных государственных положений, инструкций и других бюрократических выдумок, ищут административные ресурсы, дают взятки, продолжая и так пропитавшую все сферы туркменской жизни коррупцию. А куда деваться с подводной лодки? Выживать же надо.

Еще статьи по теме

Персональная выставка туркменского художника Бердигулы Амансахатова открылась в Казани
В ашхабадском парковом комплексе Махтумкули появятся скульптуры всемирно известных литераторов
В парковом комплексе Махтумкули в Туркменистане установят скульптуры известных литераторов
Филиал Института имени Юнуса Эмре могут открыть в Ашхабаде
Назик Атамырадова стала лучшим библиотекарем в ТуркменистанеСегодня, 11:12
Назик Атамырадова стала лучшим школьным библиотекарем в Туркменистане