Любая религия — это мир. В Сирии ждут российских журналистов

Чем Югра похожа на Сирию? В чем сила и слабость России? Как предотвратить распространение в молодежной среде идеологии терроризма и радикальные взгляды? На эти вопросы отвечает Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадр эд-Дин Хассун, посетивший недавно Сургут.

Чужая боль как своя

Михаил Александров, АиФ-Югра: Уважаемый муфтий, вы в первый раз в Сибири. Каковы ваши впечатления? Сбылись ли ожидания?

Ахмад Бадр эд-Дин Хассун: Во имя Всевышнего, я очень рад оказаться здесь. Ваш регион очень человечный, очень красивый, и в нем живут высокоморальные люди! Спасибо вам большое за столь теплый прием, оказанный мне и моим спутникам.

В первую очередь я приехал поблагодарить российский народ, руководителей вашей страны. Потому что вы с первых дней кризиса в Сирии были с нами. Россия предотвратила разрушение нашей страны, начавшееся извне, иначе бы нас постигла участь Ливии и Йемена. И для нас это очень ценно.

Делегация Югры первой из российских регионов приехала к нам. Губернатор Наталья Комарова привезла гуманитарную помощь и подарки для сирийских детей. И мы узнали, что люди в вашем регионе, который находится в далекой Сибири, вместе с нами проливали слезы, почувствовали боль нашего народа. Мы знаем, что ваш регион богат нефтью. Но еще больше он богат любовью людей, и эта любовь дошла до нас!

Террор и экстремизм не пройдут!

— Наш округ многонациональный, многоконфессиональный. Насколько, по-вашему, велики риски появления здесь радикальных течений?

— Ханты-Мансийский автономный округ и Сирия очень похожи. И у вас, и у нас проживают представители многих народов, вероисповеданий. И, конечно, есть риск, что беда, которая случилась с Сирией, может распространиться по всему миру. Некоторые силы Запада привлекают молодежь, в том числе и из России, стран СНГ, для участия в вооруженных незаконных формированиях. Мы в Сирии видели террористов из Чечни, Дагестана, Туркменистана, Китая, Франции, Австралии, Германии и даже Коморских островов. И все они приехали в нашу страну, чтобы создать Религиозное государство (подразумевается Исламское государство, организация, запрещенная в России — прим.ред). Это словосочетание — одно из самых опасных, потому что нельзя формировать государства, основанные не на принципах человечности и морали. А та молодежь, которая воевала на стороне незаконных вооруженных формирований, может уехать с Ближнего Востока через Турцию в самые разные страны мира и распространять там радикальные взгляды.

Я в Москве встречался с патриархом РПЦ Кириллом, председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдиновым, в Югре — с муфтием Тагир-хазрат Саматовым, председателем Духовного управления мусульман Югры, Митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом. Мы говорили об одном: надо противодействовать терроризму и для этого вести конструктивный диалог между конфессиями.

Государство — это закон

— Как вы общаетесь с молодежью? Какие даете им наставления, чтобы привить им правильное мировоззрение, обезопасить от радикальных и экстремистских воззрений? Какие у вас впечатления от встреч с югорчанами?

— Многонациональность и многоконфессиональность России — это ее сила, ее самое большое богатство. А Югра — это пример того, как устроена жизнь в вашей стране. Здесь живут в мире и согласии представители многих народов. И не потому, что их объединила нефть. Они пришли сюда, чтобы, добывая черное золото, строить Россию будущего, чтобы сохранять мир и нести его другим странам и народам. И главная задача нас, религиозных деятелей, — предотвращать распространение среди молодежи таких идей, которые мешают мирной жизни.

Ни одна религия с помощью силы не навязывает себя людям! Напротив, любая религия призывает к диалогу. И средства массовой информации, высшие учебные заведения, спортивные, культурные и религиозные организации должны вовлекать молодых людей в конструктивный разговор, свободный обмен мнениями. В противовес тем силам, которые призывают вести религиозные войны под лозунгами Убивайте тех, кто на вас не похож!.

Важные встречи у меня прошли в Сургуте, где я общался со студентами. Особенно запомнилась проповедь в городской мечети. Многие молодые люди подходили ко мне с благодарностью после этой проповеди. У некоторых из них были слезы радости на глазах. Они услышали важную мысль, которую я стремился до них донести: человек не может быть мусульманином, если он не распространяет мир. Человек не может быть христианином, если он не верит в то, что Бог — это любовь. Человек не может быть атеистом, если он не уважает в полной мере своих братьев и сестер. Главное: объяснить людям, что любая религия — это мир, а не война. А те, кто ради религии их призывает к войне, хотят их поработить, использовать в личных целях.

Главная миссия любого государства — дать человеку возможность быть тем, кем он хочет: мусульманином, хрис-тианином, иудеем или атеис-том, сделать так, чтобы люди различных национальностей и вероисповеданий жили в мире и согласии друг с другом. Поэтому нельзя говорить о таком понятии как, например, Исламское государство, Христианское государство, Иудейское государство. Государство не относится к религии. Государство в первую очередь — это закон.

Цена мира

— Россия сегодня — вполне благополучное государство на фоне тех угроз, о которых мы с вами говорим. Светская, мирная страна. Такой когда-то была и Сирия. Как же получилось, что сегодня там война, а в умах людей — радикальные идеи?

— Война началась не внутри нашей страны. Ее развязали силы извне. Так, одно из арабских государств в Персидском заливе выделило на разрушение и разделение Сирии 300 миллиардов долларов. НАТО несет ответственность за конфликт в нашей стране.

Многие средства массовой информации распространили лживые заявления о том, что у нас притесняют мусульман. И в Сирию приехали тысячи людей, которые поверили в эту ложь, поверили в то, что наша армия убивает сирийский народ. Три года мы сражались одни, пока ваша страна не пришла на помощь. Когда Россия вмешалась в ситуацию и оказалась внут-ри Сирии, западные страны остановились на ее границах. И стали поддерживать деньгами и оружием представителей незаконных вооруженных формирований.

Поэтому я призываю сотрудников ваших СМИ приехать в Сирию, чтобы они своими глазами увидели, как и губернатор Югры Наталья Комарова, что жизнь у нас возвращается в мирное русло. И вы поймете, что западные СМИ — самые лживые СМИ.

— Уважаемый муфтий, кто все-таки в большей степени несет ответственность за умы молодых людей? Светские власти или духовные лидеры?

— В первую очередь, на мировоззрение молодых людей влияют политические организации. Во вторую очередь, СМИ, потому что они зависят от политической ситуации. И только на третьем месте — духовенство. Поскольку многие религиозные организации как бы живут прошлым и не могут строить настоящее. Поэтому, как я уже говорил, наша главная задача — идти к молодежи, не ждать, пока она сама обратится в нашу сторону. Мы, политические и религиозные деятели, ученые, журналисты, должны быть искренними с теми, с кем общаемся, и доверять друг другу. Мы можем исповедовать разные взгляды. Но между нами должен быть мир.

Я очень был рад побывать на югорской земле, в мечетях и церквях. Но люди, с которыми я общался, порадовали меня больше. Я здесь увидел всю Россию!

Еще статьи по теме

Ученые Туркменистана освоили метод лабораторного выращивания редких лекарственных растений
Чужая свадьба. 15 лет назад провалилась попытка отстранения от власти президента Туркменистана
Сокровища губернатора Закаспия
Ученые Туркменистана нацелены на размножение редких лекарственных растений
Этюд о переселенцах. Модельер
Журналист и фотохудожник: талант вне возраста