За неимением реальных общественных организаций в Туркменистане создаются бессмысленные структуры, полностью подконтрольные правительству. Они примечательны тем, что, собственно, ничего не делают. Это и есть их главная цель: ничего не делать, но занимать место, на котором настоящие общественные организации мутили бы воду. Ярким примером такой структуры является Фонд мира Туркменистана, имеющий статус министерства.
Бюджет Фонда мира скромен: около 25 тысяч манатов в месяц (обычно деньги перечисляются из госбюджета через Молодежную организацию имени Махтумкули). Это 1300 долларов по рыночному курсу и 7100 по официальному. Не менее скромен и офис Фонда мира Туркменистана в Центре общественных организаций. Он занимает всего две комнаты: одна из них считается приемной, а другая — кабинетом директора Майсы Сарыевой (на фото ниже). Штат организации состоит из трех человек: Сарыева, секретарь и бухгалтер на полставки. Кроме того, Сарыева имеет водителя, приписанного к президентскому гаражу.
25 тысяч — это, конечно, больше средней зарплаты, составляющей около 2 тысяч манатов. Но все же не особенно крупный доход, по меркам туркменской элиты. А ведь этой суммой приходится еще делиться с секретарем и бухгалтером! Левых доходов у фонда нет: он ничего не организует и не закупает, брать откаты и взятки неоткуда и не за что.
Однако жизнь Сарыевой все-таки можно считаться удавшейся. Во-первых, свою зарплату гораздо выше среднего она получает за то, чтобы в прямом смысле спать в офисе, смотреть телевизор и сплетничать с председателями профсоюзов, так же тяжко работающими в том же здании. Лишь изредка ей приходится выезжать на различные мероприятия для зачитывания речей. Во-вторых, она имеет возможность устраивать родственников и знакомых на работу и в вузы, решать другие вопросы. Ректоры вузов и руководители организаций не отказывают в маленьких просьбах даме, которую в 2013 году назначил на пост лично президент.
Если просить приходится не за близкого родственника, Сарыева берет за свои усилия денежную благодарность. Попасть на эту должность Сарыевой также удалось благодаря протекции. До 2013 года она была заместителем хякима Балканского велаята. Переместиться в столицу и занять пост руководителя фонда ей помог тогдашний вице-премьер Сапардурды Тойлыев. В 2022 году Тойлыева сняли и с поста вице-премьера, и с должности председателя Академии наук. Но Сарыева сохраняет свой пост — во многом, наверное, потому, что о ее существовании давно никто не вспоминает.
Сама по себе идея Фонда мира Туркменистана предполагает не только внутреннюю, но и международную деятельность, — отмечает наблюдатель. — Теоретически, туркменский фонд должен взаимодействовать с одноименной международной организацией. Но ничего такого нет и в помине, даже внутри страны фонд не организует какие-нибудь формальные мероприятия. Сарыева лишь посещает чужие мероприятия на правах гостьи.
Наблюдателям известен лишь один случай, когда на Сарыеву обратили внимание и приказали что-то сделать. В 2021 году, который проходил под девизом Туркменистан родина мира и доверия, на заседании правительства руководительнице профильного фонда поручили составить план работы на год. Однако впоследствии никто не проверял, выполнено ли это задание.
Все это — норма для общественных организаций Туркменистана. Любой реальный активизм в стране давится в зародыше. Показателен пример программиста Дмитрия Медведева, который занялся благотворительностью после урагана в Лебапском и Марыйском велаятах в 2020 году. Его немедленно обвинили в том, что он якобы принимал помощь с запада, и приговорили к лишению свободы. Лишь недавно он был помилован. А ведь именно такие люди, как Медведев, в других странах становятся родоначальниками всевозможных благотворительных фондов и волонтерских движений!
В Туркменистане основателем благотворительного фонда предпочли сделать… Гурбангулы Бердымухамедова, который на тот момент занимал должность президента. История этой организации подробно разбирается в недавнем материале издания Гундогар. Первоначально она называлась Благотворительный фонд для оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей, затем была переименована в Благотворительный фонд по оказанию помощи нуждающимся в опеке детям. Практически сразу фонду присвоили имя Бердымухамедова. Официальные СМИ регулярно сообщают о деятельности организации — например, недавно было объявлено о помощи детям Украины. Однако и с этим фондом все не так просто…
Фонд действует уже два года, но лишь недавно СМИ сообщили, что в новом городе Аркадаг откроется его офис, — заявил источник. — До этого было непонятно, где их офис и был ли он вообще. Неизвестны номера телефонов и процедура обращения за помощью.
Похоже, фонд имени экс-президента сам решает, кому помочь и о ком поместить репортаж в СМИ. И это понятно: сам факт обращения граждан за помощью в Туркменистане считается едва ли не преступлением. Жалобщикам повезет, если их просто отвезут под конвоем на место жительства, а не отправят в колонию по сфабрикованному делу о мошенничестве или хулиганстве. Добропорядочные граждане обязаны помнить, что жизнь в Туркменистане совершенно безоблачна. Поэтому Фонд помощи детям создан лишь для трогательных фотографий экс-президента с малышами, а Фонд мира Туркменистана — для того, чтобы можно было вскользь упомянуть о его существовании на мероприятиях ООН или ОБСЕ.
Напомним, даже туркменское отделение Международного общества Красного креста и Красного полумесяца много лет возглавляла сестра Бердымухамедова-старшего Гульнабад Довлетова (пока на ее увольнении не настоял пришедший к власти племянник). Довлетова отлично понимала туркменский подход к благотворительности и быстро превратила Красный полумесяц в такое же неработающее учреждение, как национальные аналоги. Свое бездействие она оправдывала идеологически: например, говорила, что в домах престарелых якобы живут лишь бывшие женщины легкого поведения, и никакой помощи они недостойны.
И правда: Ашхабадский дом престарелых, одиноких и инвалидов близ Текинского базара (в бывшем здании Туркменгидромета) обветшал и не приспособлен к потребностям постояльцев. Бюджетные средства массово расхищаются, то есть престарелым и инвалидам не закупают то, что положено по регламенту. Бухгалтерия ведется кое-как. Министерство труда и социальной защиты населения Туркменистана, в ведении которого находится учреждение, не обращает внимания на нарушения.
При этом, по данным источников, постояльцы дома престарелых искренне надеются на то, что их спасет… все тот же Гурбангулы Бердымухамедов. По их мнению, к визиту экс-президента на кроватях хотя бы сменят белье. А если повезет, то и МВД заинтересуется нарушениями в финансах. О том, что им могла бы помочь какая-то независимая общественная организация, туркменские пенсионеры и не мыслят. Они всю свою долгую жизнь прожили в стране и многое успели о ней понять.
Туркменистан отправит гуманитарную помощь детям Украины
Фонд Бердымухамедова оплатил пять дешевых операций
В Мары инвалиды годами не продвигаются в очереди на жилье
Члены спортклуба инвалидов Туркменистана пожаловались на превращение в кормушку для экс-чиновников
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Лучше доброй ссоры? Чем занимается Фонд мира Туркменистана appeared first on Turkmen.News.