С высоты холмов предгорья можно увидеть углубления в грунте, выстроенные в линию. Начинающиеся в неглубоких ущельях, они уводят к цветущим садам оазисов, испещрив холмогорье. Эти линии, вызывающие ассоциацию с геоглифами пустыни Наска, не что иное, как цепь кяpизoв - древней оросительной системы подземных акведуков, по которым вода в долину поступала из горных источников. Такой метод собирать воду и подавать её в города и ирригационные каналы издревле был распространён в горных и предгорных районах Средней Азии и Закавказья. Благодаря этому многие народы могли существовать и развиваться в условиях засушливого климата.
Один из примеров тому предгорные долины Центрального Копетдага, где тысячелетия назад возникла ранняя земледельческая культура, развивалось орошаемое земледелие и скотоводство, происходил бурный расцвет городов. Столетием ранее, как и тысячи лет назад, подземные системы орошения, восхищающие конструктивной продуманностью, строились с использованием простейших инструментов! Недаром кяризы по значимости для развития человеческой цивилизации сравнивают с Великой китайской стеной. Если идти вдоль ветки от колодца к колодцу, то часто из шахт вылетают потревоженные сизые голуби, которые в жару прячутся в прохладных заброшенных тоннелях, где наверняка сохранилась вода. Там они и гнездятся…
Кяризная вода мягкая, приятная на вкус и прохладная, обогащена природными минералами. Она скапливается в грунтах предгорья в сезон осенне-весенних осадков или образует подземные естественные водотоки, дополняя поверхностные горные речки. Такую воду использовали, прежде всего, для питья, а уже потом для содержания скота и орошения. Порой в предгорье вокруг родника строили укрытие, углубляли скважину и под землей вели воду в долину, где в ней нуждались возделанные поля и поселения. Такой вид кяpизoв называется родниковый (гёзчешме кяризлери) или источниковый (гёзбаш).
Выводящая влагу система могла состоять из одной или нескольких водосборных галерей или веток высотой до полутора метров и шириной в полметра с укрепленными стенками. Сооружение дополняли вертикальные вентиляционные колодцы и водоотводные каналы, которые строились у выхода галереи. Протяжённость иных кяризных веток, сохранившихся в предгорье Копетдага, достигает нескольких километров.
Мощность водоподачи и график проведения ремонтно-строительных работ в системах сохранились в архивных документах. О существовании кяpизoв на территории Туркменистана в VI-V веках до нашей эры свидетельствуют труды древнегреческого историка Полибия. Повествуя о походе Антиоха III через пустыни Южной Парфии, он отмечал, что орошение этих местах проводилось посредством каналов из подземных колодцев. В трудах средневековых арабских учёных также встречаются сведения о широком использовании нашими предками подземных ирригационных систем.
Следы этих водоводов и засыпанные колодцы сопровождают древние городища, начиная с Мерва. Вплоть до начала прошлого века они продолжали служить людям основным источником водоснабжения. Тогда крупные кяризы действовали в Бахердене, Багире, других селениях Ахалского региона, а также в Мургабском оазисе. В одном только предместье Асхабада насчитывалось 17 кяpизoв, а сам город до разрушительного землетрясения 1948 года водой снабжали четыре крупные подобные системы. Сохранились документы, свидетельствующие, что во времена Российской империи, в 1895 году в Асхабадском уезде было восстановлено около 40 кяpизoв вместе с шахтными колодцами, периодически выделялись средства для проведения ремонтных мероприятий. Труд кяризгенов был в почете, а имена опытных мастеров знали далеко за пределами их сел.
Исторические источники содержат интересные сведения о профессиональных секретах кяризных дел мастеров и ритуалах, сопровождавших окончание строительства очередной ветки подземной оросительной системы. Сейчас в век научно-технического прогресса надобность в этих водоводах в целом отпала, но они представляют собой ценность в аспекте культурного наследия и нуждаются в сохранении как дань традиции бережного отношения к воде.