В то время, как многие страны мира после землетрясения 6 февраля направили в Турцию спасателей, Туркменистан послал на помощь пострадавшим бригаду врачей. Дело в том, что профессиональных спасателей в Туркменистане просто не существует.
7 февраля в Турцию вылетел первый из трех самолетов с гуманитарной помощью из Туркменистана. Посол Турции в Ашхабаде Тоган Орал сообщил, что на борту также находилась бригада врачей. Но многие СМИ написали, что Орал заявил об отправке на пострадавшую территорию туркменских спасателей. Ошибка произошла из-за трудностей перевода, а может быть, из-за того, что одновременно множество государств, включая остальные четыре страны Центральной Азии, направили в Турцию своих специалистов по поисково-спасательным работам. Никому не приходило в голову, что на борту туркменского самолета мог находиться кто-то другой.
Но 15 февраля Тоган Орал, выступая на благотворительном мероприятии, четко заявил: 7 февраля медицинский персонал в составе десяти человек отправился в Турцию с медикаментами. Ни о каких спасателях речь не шла.
Наблюдатели turkmen.news указывают, что это очень важный нюанс. В отличие от большинства современных стран, в Туркменистане просто нет профессионалов, специализирующихся на ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и спасении людей. Чем-то подобным занимается лишь Главное управление гражданской обороны и спасательных работ Министерства обороны. Но там служат не люди с профильным образованием и необходимой подготовкой, а солдаты-срочники.
Быстро перебросить солдат к месту катастрофы очень сложно, — поясняет источник. — Срочники не только не имеют нужных навыков и могут погибнуть сами, но и способны во время переброски уйти в самоволку. Условия их службы очень тяжелы, а ответственность низкая.
Тушением пожаров в Туркменистане занимается Государственная противопожарная служба, подчиненная МВД. Согласно закону О пожарной безопасности, ей должны помогать ведомственные и добровольные пожарные отряды. Но качество работы даже самой государственной службы оставляет желать лучшего. Как сообщала в январе 2023 года Хроника Туркменистана, в пожарной части города Теджен Ахалского велаята на ходу находятся лишь три машины из пяти. В МВД разворовывают ГСМ, выделяемые пожарным. Шланги годами не меняются, несмотря на множество дыр. Как результат, обычно в случае пожара в Теджене или ближайших населенных пунктах здание сгорает дотла.
И это еще не предел халатности. В распоряжении пожарной части города Гарабогаз (Бекдаш) Балканского велаята по состоянию на 2015 год имелся только один автомобиль, который то приезжал на место пожара без воды, то оказывался сломан. Что же касается ведомственных служб, то в 2021 году при возгорании на заводе Гарабогазкарбамид из семерых заводских пожарных на тушение прибыли только двое. Остальные их коллеги, дежурившие в эту смену, были сильно пьяны.
Пожар — самое старое из чрезвычайных происшествий. В наши дни, когда технологии усложнились, а ценность человеческой жизни возросла, возникает потребность в специализированном ведомстве, способном справиться не только с пожарами, но и с самыми разными катастрофами. Работать в таких службах должны профессионалы, обладающие многочисленными техническими, медицинскими, психологическими навыками. Профессиональных спасателей учат широкому спектру дисциплин, от подводных и альпинистских работ до нюансов ведения переговоров с террористами.
И вот таких профессионалов в Туркменистане… нет. Стране даже некого отправить на профильные международные мероприятия. Например, когда потребовалось обменяться опытом и наладить взаимодействие со спасателями других прикаспийских государств, организовывать встречу пришлось Министерству иностранных дел и Государственному предприятию по вопросам Каспийского моря.
Соответственно, после землетрясения в Турции и Сирии, в результате которого погибли более 43 тысяч человек, Туркменистан смог отправить на помощь пострадавшим только врачей. А кто будет разбирать завалы и спасать людей, если подобная катастрофа, не дай бог, произойдет в Туркменистане? При этом еще неизвестно, насколько оперативно в случае беды в страну смогут попасть профессионалы из-за рубежа. После землетрясения 6 февраля множество спасателей и волонтеров с легкостью оказались в Турции, а вот в Сирии их гораздо меньше из-за войны и сложностей с административным контролем. Туркменистан, славящийся своей закрытостью, может оказаться в положении Сирии.
Источники в Туркменистане сообщают, что в случае менее масштабных стихийных бедствий на ликвидацию последствий направляют, фактически, кого попало. Когда недавно из-за обледенения изменил русло Каракумский канал, на аварийно-восстановительные работы послали сотрудников коммунальных служб. Неудивительно, что они, например, бесславно утопили бульдозер.
В 2020 году ликвидацией последствий урагана Лебапском и Марыйском велаятах, который власти попытались скрыть от международной общественности, занимались солдаты. Зато на место происшествия командировали множество сотрудников Министерства национальной безопасности во главе с замминистра, постаравшихся предотвратить утечки информации. Один из людей, добровольно помогавших пострадавшим, программист Дмитрий Медведев, был приговорен к лишению свободы и лишь недавно вышел по помилованию. Его обвиняли в том, что он якобы распределял гуманитарную помощь с Запада.
А когда в 1990-х годах Ашхабад затопили селевые потоки, спасать столицу направили заводских рабочих из велаятов. Впрочем, 1990-е — это вообще особое время. Тогда первый президент Сапармурат Ниязов ликвидировал даже пожарную службу, обязав тушить пожары все тех же солдат. При Гурбангулы Бердымухамедове профессию пожарного восстановили, но, как говорилось выше, качество их работы оставляет желать лучшего.
Вероятно, и в случае землетрясения на разбор завалов бросят солдат, рабочих и коммунальщиков, которые не смогут ни грамотно извлечь пострадавших, сохранив им жизнь, ни оказать им медицинскую помощь.
При этом Туркменистан не просто находится в сейсмоопасной зоне. У страны имеется реальный опыт катастрофы: в 1948 году Ашхабад пережил разрушительное землетрясение, фактически стершее его с лица земли. Можно было бы надеяться, что современные дома будут разрушены с меньшей вероятностью, нежели постройки из сырцового кирпича середины XX века. Но источники в строительной сфере заявляют, что из-за коррупции для новостроек в Туркменистане закупаются самые дешевые материалы и нанимаются самые непритязательные рабочие. Увы, но не приходится ожидать, что выстроенные таким образом города с честью выдержат подземные толчки.
Уроки турецкого. Могут ли дома в Туркменистане выдержать землетрясение?
Посол Турции рассказал о полученной от Туркменистана гуманитарной помощи
Из-за блокировок интернета люди в Туркменистане не могут узнать о судьбе своих родных в Турции
Тела погибших при землетрясении в Турции туркменов отправили на родину
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}