История обманутых безмеиновских дольщиков, о которых turkmen.news рассказал в начале года, вызвала в Туркменистане большой резонанс. Казалось бы, в стране, где и муха не пролетит без разрешения властей, мошенничество в такой значимой для государства сфере, как строительство, да еще и в таком масштабе, невозможно. Но оказалось, что это не только возможно, но и регулярно происходит. Люди копят на новое жилье годами, но их деньги прибирают к рукам мошенники и те, кто их покрывает. Однако последние часто остаются в тени. Сегодняшний главный антигерой — Назар Гельдыев, заместитель хякима Шабатского этрапа Дашогузского велаята. Чиновник годами занимается махинациями с землей и недвижимостью, вымогает взятки у добропорядочных граждан и застройщиков за выдачу им любого официального документа. Но это не все: Гельдыев причастен как минимум к одному случаю обмана дольщиков.
Как Преданные дети обманули 157 дольщиков
В 2021 году строительная фирма Wepaly perzentler (Преданные дети) замахнулась на возведение сразу десяти многоквартирных домов в четыре этажа по договору долевого строительства. Подобрали подходящий участок на территории этрапа Шабат, прямо на выезде из Дашогуза в Гёроглы. Строительство должно было завершиться за 3 года.
Фирмой владел Курбанмурад Султанов, а все дела с дольщиками вел его родной брат Максат Султанов и некий Ягмур Ёлдашов. Последний начал решать вопросы с хякимликом, активно привлекать клиентов, заключать договоры. И брать предоплату — 30% наличными или на счет в банке. Желающих получить квартиру на первом или втором этаже просили доплатить 3050 тысяч манатов наличными. Масштабный проект, вроде как, двигался вперед.
На деле масштабным оказался обман. Обещанных квартир люди так и не увидели, а их взносы испарились, как и в Безмеине. Что уж говорить про доплаты. Всего аферисты обманули 157 человек, а общий ущерб составил 18 миллионов манатов (чуть менее $1 млн).
Виновных наказали: летом 2024 года суд приговорил Курбанмурада Султанова, Ягмура Ёлдашова и их соучастников к лишению свободы. Но где те огромные суммы, которые они выманили у людей? Следователи из полиции и прокуратуры раз за разом вызывали обманутых дольщиков дать показания, но сами сотрудники госорганов ответов до сих пор никаких не дали. Людям рассказывали об имуществе и строительных проектах, которые остались у фирмы в Ашхабаде: мол, деньги с них будут перечислены пострадавшим. В последний раз в объяснительных попросили указать фактический ущерб в долларах. У обманутых граждан появилась надежда, что деньги арестуют в ОАЭ, куда, по их мнению, сбежал Максат Султанов. Но в итоге вся компенсация, которую получили несостоявшиеся дольщики, это зачисления по 50100 манатов на карту каждый месяц.
Продолжение строительства сначала передали заводу железобетонных изделий, а потом другим частным фирмам. Квартиры можно взять в ипотеку, дольщиков поставили в очередь, но всю стоимость им нужно будет оплатить заново. Люди считают, что за аферой стояли влиятельные фигуры и что про деньги уже можно забыть.
Фирмач, чиновники и родственники
История, увы, повторилась в 2023 году, причем на том же месте в Шабатском этрапе, на выезде из Дашогуза. Планы построить несколько 4-этажных домов на этот раз затеял предприниматель, известный по прозвищу Шадды-гара, то есть Шадды-черный. Он тоже, вроде бы, начал с реальных действий, получив разрешение у хякима и земельной комиссии этрапа взять участок под строительство. Правда, чиновников убедила не его репутация, а давление со стороны братьев Нуры и Багтыяра из поселка Багир, под Ашхабадом. В Дашогузе уверены: братья приходятся родственниками самому президенту Сердару Бердымухамедову по линии матери. Шадды-гара пообещал им 300 тысяч долларов за помощь с согласованиями и постройкой тридцати многоэтажек.
Братья согласились и вышли на хякима велаята. Тогда пост занимал Назармырат Назармырадов, который не раз получал в этой должности выговоры, но позже стал аж министром сельского хозяйства. Источники в велаяте сообщают, что Назармырадов в один день решил все бюрократические вопросы, приказав этрапским подчиненным выдать нужные разрешения.
Параллельно Шадды-гара начал привлекать дольщиков и брать предоплату. Она составляла всего лишь 10%, но фирмач успел получить ее от десятков людей. Больше не набиралось: жители велаята, наученные горьким опытом предыдущих горе-строителей, не спешили нести свои кровные. В итоге серый баланс предпринимателя не сошелся, так что Нуры и Багтыяру досталась лишь половина обещанной суммы. Тогда с их подачи у Шадды-гара и начались проблемы.
Его деятельность принялись изучать правоохранительные органы. Въелись серьезно, даже вызывали на допросы членов комиссии по земельным вопросам при хякимлике. Предприниматель стал активно сливать многих должностных лиц, подробно рассказывая, кому и сколько заносил. Он надеялся, что, если окажутся замешаны большие чиновники, они замнут дело. И одним из замешанных оказался замхякима Шабатского этрапа Назар Гельдыев. На допросе Шадды-гара сказал, что чиновник вымогал у него взятку якобы для этрапского хякима Баймырата Хандурдыева. На последующей очной ставке стало ясно, что Гельдыев вымогал деньги по своей инициативе. Он один из тех, кто нажился на обмане дольщиков.
В итоге разрешение на землю и строительство отозвали, предпринимателя Шадды-гара еще немного потаскали, и дело замяли. Предоплату людям также не вернули.
Никто из слитых чиновников, включая Гельдыева, тоже не пострадал. Почему? Покровителем Гельдыева считали Гуванча Орунова, который до 2022 года был заместителем хякима велаята по вопросам строительства, а затем стал министром строительства и архитектуры. Впрочем, и Орунов, и Назармырадов в итоге лишились министерских постов, причем в один день, 9 февраля 2024 года. Президент Сердар Бердымухамедов на заседании правительства по итогам 2023 года освободил обоих от должности в связи с переходом на другую работу, о которой никаких указов или сообщений так и не появилось. Возможно, обоих чиновников деликатно отстранили как раз за какие-то совместные промахи в строительстве в Дашогузе. Вроде пособничества аферистам и вымогателям.
Наш пострел везде поспел
Гельдыев среди них — не разовый авантюрист, а человек с налаженной системой вымогательств. Он не брезгует взятками в 400 манатов (около $20), зато берет их на постоянной основе в течение почти десяти лет за решение каждого вопроса, находящегося в его ведении. Расценки зависят от вида документа, а Гельдыев в Шабатском этрапе ставит подписи не только как заместитель хякима, но и как член комиссии по земельным вопросам, председатель комиссии по архитектуре и градостроительству и председатель комиссии по прописке.
Чтобы решить вопрос в комиссии по архитектуре и градостроительству, Гельдыев берет от 5 тысяч манатов ($250). Комиссия согласовывает, например, генпланы новых земельных участков, выдачу земель в долгосрочную аренду под торговые точки, эскизы торговых точек.
Один из самых дорогих пунктов в прейскуранте — прописка. В Дашогузе административном центре велаята есть хоть какая-то работа. Жители других этрапов стремятся прописаться в Шабате, чтобы потом получить в нем участок, — это совсем рядом с Дашогузом, где землю уже не выдают. Люди ищут, кто из владельцев жилья согласится их у себя прописать, и такие шабатцы находятся. Но так как между людьми нет родственной связи, то за процедуру прописки приходится платить 10 тысяч манатов. Их Назар Гельдыев делит с начальником этрапского паспортного стола по имени Шагельды таким же взяточником. Крыша Шагельды — его двоюродный брат, работающий в 7 отделе велаятского управления МНБ.
Сам Назар Гельдыев, по местным меркам, — настоящий жилищный барон. Ему принадлежат 4 квартиры в новеньком городке возле аэропорта, 3 участка для коттеджей на территории Шабатского этрапа и 2 квартиры в самом Дашогузе. Также у него есть договор аренды земли в этрапе под точку для дома быта на 39 лет.
Гельдыев занимает должность и берет взятки почти десять лет, но совсем недавно его аппетиты возросли. Когда этрап в конце 2022 года переименовывали, всех заместителей хякима освободили от должности. Гельдыева быстро переназначили, но за возвращение на прежнюю позицию, он, как сам признался в одной пьяной посиделке, заплатил 40 тысяч долларов. За два с лишним года Гельдыев давно отбил эти деньги, но аппетита не убавил.
Законодательство Туркменистана в земельной и строительной сфере предусматривает, что исполнение этого самого законодательства на местах обеспечивают как раз хякимлики. Они создают, например, комиссии по земельным вопросам, которые распределяют земельные участки; выдают разрешения на застройку (в теории — после тщательной проверки проектной документации на соответствие генеральным планам и другим регулирующим документам). Именно Назар Гельдыев и его комиссии должны были служить гарантами строительных норм Туркменистана, но вместо этого зарабатывают на их нарушении.
Сколько стоит дом построить и кому за это платить
К сожалению, истории о мошенничестве и вымогательстве в одном велаяте и даже одном небольшом этрапе можно продолжать и продолжать. Перечислим еще несколько должностных лиц, которые в них участвуют.
В этрапе Шабат:
Шагельды — начальник паспортного стола, который берет взятки и вместе с Гельдыевым за прописку, и сам по другим вопросам. Двоюродный брат работника велаятского отделения Министерства национальной безопасности. Имеет в пользовании на 39 лет участок под производство.
Бегенч Таганов — бывший начальник отдела строительства хякимлика (перевелся в другой отдел т.к. не ужился с Назаром Гельдыевым). Брал взятки за написание приказов и решений, за подпись в акте приемки выполненных работ по формам 2 и 3. Ставка — от 2000 манатов, за сложные разрешения — до 20 тысяч манатов. Владеет тремя квартирами и двумя участками.
Максат Посмаков — свояк Гельдыева, занимал пост управляющего делами хякимлика Шабатского этрапа. По сравнению с предшественниками, которые тоже брали взятки, взвинтил их размеры в несколько раз. Например, цена разрешения на строительство и получение под него земли 4-этажки взлетела с 80 до 200250 тысяч манатов. Владеет строительной фирмой на подставное имя, дехканским хозяйством и землей на 39 лет под промышленное производство.
В Дашогузе:
Довлетгельды Посмаков — родной брат Максата, один из заместителей начальника департамента полиции Дашогузского велаята. В период пандемии вымогал деньги у таксистов для поездок в Ашхабад. Тогда стоимость проезда одного пассажира взлетала до 1200 манатов, машины до Дарвазы ездили через пустыню. Сколько автомобилей утонуло в Мал-ябе — не счесть. Против своих подчиненных из дорожной полиции и ППС устраивал ночные рейды и брал взятки.
Бегмухаммет Игдиров — заместитель хякима города Дашогуза по строительству. Должность Игдирова аналогична гельдыевской, схемы он использует такие же. Но расценки в административном центре велаята в разы выше. Игдиров вдохновляет и контролирует целую преступную группу из подконтрольных ему людей, которые помогают ему оформлять нужные документы. Это главный архитектор Шохрат Тувакбаев, который сменил прежнего Ахмеда; начальник биржи недвижимого имущества (квартбюро) Реджеп и несколько риэлторов. Вместе с Реджепом Игдиров зарабатывает на переоформлении квартир в новом городке близ аэропорта, которые распределяли Назар Гельдыев с подчиненными.
Есть и другие. Хочешь строить в Дашогузе или Шабатском этрапе — начинай давать взятки на стадии разработки проекта. В остальных этрапах велаята столько теневых расходов нет, так как жилье там менее востребовано. В Шабате — и еще больше в Дашогузе — придется доплатить за оформление и нотариальное заверение каждого документа, за согласование проекта и эскизов, утверждение акта ввода в эксплуатацию и регистрацию в отделе недвижимости Министерства юстиции. Даже чтобы получить деньги в кредит, нужно сначала заплатить: раньше по 10 тысяч манатов, а теперь — от 20 тысяч. Бюро технической инвентаризации, Минюст берут до 5 тысяч манатов, служба пожарной безопасности — 2 тысячи манатов. И просто за печать на копии приказа или решения требуют по 50100 манатов.
О тайной экономике и главных ее игроках прекрасно осведомлены в полиции, прокуратуре и МНБ Дашогуза и Шабата. Но почему-то ничего не делают, чтобы их пресечь. Возможно, с ними делятся, возможно, играют роль родственные связи высоких чиновников, как на примере Назара Гельдыева и братьев Посмаковых.
Эти взятки платят чиновникам строительные фирмы, но в конечном счете они ложатся на обычных людей. Если на конец 2024 года одноэтажный 5-комнатный коттедж в Шабатском этрапе стоил 760 тысяч манатов, то, кроме официальной предоплаты в 10%, строительные фирмы берут еще 10% (76 тысяч манатов) на компенсацию в разнице стоимости материалов, официальные пошлины и взятки. Вот так жилье, которое задумывается как доступное, из-за коррупции становится недоступным обычным людям.
В Туркменистане мошенник-рецидивист создал строительную фирму и обманул дольщиков. Его осудили, но деньги бесследно исчезли
Туркменистан: О проблемах общественного транспорта Дашогуза
В Дашогузе двух работниц автопредприятия уволили, пока те отстаивали свое право на работу
Как рабочих госпредприятия уволили за жалобу в прокуратуру, а предписание профсоюза в защиту их прав осталось на бумаге
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Короли обмана. Как коррумпированные чиновники в Дашогузе зарабатывают на стройках appeared first on Turkmen.News.