Конь для английской королевы: кому дарили туркменских скакунов? Породистый конь во все времена считался эксклюзивным, дорогим подарком. А туркменские скакуны так и вовсе приравнивались к бесценному дару, который преподносили правителям государств. Недаром эти лошади считаются самыми красивыми в мире. Так кто же из известных личностей удостоился чести заполучить в свои конюшни гордость туркменского народа — коня-ахалтекинца?
Охота за скакунами — предками современных ахалтекинцев — началась еще в древние века. Слава о небесных конях бередила душу восточных правителей. В их числе — персидский царь Кир (VI в. до н. э.). Вот один сюжет из его биографии, переданный Ксенофонтом: Как-то Кир устроил конные состязания, где участвовали представители разных народов. Как только началась скачка, сразу же вперед вырвался сакский воин, оставив остальных всадников далеко позади. Кир предложил свое царство в обмен на коня, на что сакс ответил отказом.
Небесными конями трижды пытался завладеть и китайский император У Ди — во II в. до н. э. В то время этими скакунами славилось государство Давань (ныне — территория Узбекистана). Сначала У Ди пытался выменять коней на дорогие подарки — серебро и статую лошади из золота. Но даваньцы убили послов на границе и захватили дары. Китайский император разгневался и отправил в Давань тысячи воинов, но войско потерпело поражение. И только с третьей попытки, с помощью рати из 60 000 воинов, У Ди удалось заполучить вожделенных коней.
В России особенный спрос на восточных лошадей был в 2030-е годы XIX века. И ахалтекинская порода ценилась выше всего. Для сравнения, если за арабского коня давали 212 червонцев, то за ахалтекинца — 310. Одним из самых дорогих коней стал жеребец Ялантуш-Хан, поступивший на Стрелецкий конный завод. За него было уплачено 500 червонцев. Этот конь так славился своей красотой, что с него был нарисован портрет и отправлен английскому королю.
Сегодня ахалтекинцы запрещены к свободному вывозу из Туркменистана. Так было и много лет назад. О том, как непросто приобрести хорошую текинскую лошадь, пишет в 1895 году профессор-ипполог В. Фирсов: Туркмены очень неохотно расстаются со сколько-нибудь порядочными лошадьми. Поэтому для приобретения чистокровного аргамака (так называли восточных лошадей, — прим. КН) необходимо ехать в самые кочевья и не столько деньгами, как дружескими убеждениями стараться повлиять на туркменов. Они очень чувствительны к вежливому обращению и горды. Сознание, что их жеребец покупается для одержания побед на скачках в России, для них соблазнительнее всяких денег.
Впрочем, в 1791 году блестящий ахалтекинский жеребец достался Германии совершенно бесплатно. И с ним вышла очень запутанная история. Речь идет о знаменитом жеребце Туркмен-Атти, чье имя буквально переводится как туркменский конь. Этот скакун был подарен императрицей Екатериной II австрийскому премьер-министру князю Кауницу. Но князь решил продать его Пруссии под видом арабского жеребца, мол, он сам купил его в Дамаске. Но афера не удалась — специальная комиссия сразу определила подставу. И чтобы избежать скандала, князь Кауниц отправил жеребца в Берлин в подарок прусскому королю. Ведь, как говорится, дареному коню в зубы не смотрят. Туркмен-Атти стал отличным производителем и оказал огромное влияние на все коннозаводство Западной Европы.
Возрождение традиции дарить коней правителям — в качестве особенного презента — произошло в 50-е годы XX века. Так, в 1956 году во время аудиенции у королевы Великобритании Елизаветы II в Виндзорском замке глава Советского Союза Никита Хрущев сделал необычный подарок — медвежонка и двух жеребцов: карабахского Замана и ахалтекинского Мелекуша вместе с национальными седлами и украшениями, пишет журнал Конный парк.
На королевской конюшне Мелекушу очень удивились, особенно впечатлил его золотой блеск. Коня долго разглядывали, трогали и даже вымыли специальным шампунем, подозревая, что происхождение блеска — искусственное. Но после душа туркменский Мелекуш заблестел еще ярче.
Младший брат подаренного Елизавете II коня — Мелекуш II — был послан на Международную выставку в Дели. Да там и остался. Индийцы пришли от жеребца в дикий восторг. В последний день выставки индийцы украсили ахалтекинца гирляндами цветов, разместили возле него музыкантов и танцовщиц, — пишет Turkmenistan.ru. — Затем почетные старцы страны торжественно попросили оставить в Индии это золотисто-буланое чудо. Отказать им не смогли.
Весьма интересная история произошла с подарком для президента США Дуайта Эйзенхауэра, который в 1957 году намеревался посетить СССР. Выбирать жеребца для американского лидера в Туркмению отправили научного сотрудника ВНИИК Г. Хитенкова. Но туркменские конники не хотели расставаться со своими лучшими жеребцами и спрятали их в песках. Потайное место выдал один из зоотехников Ашхабадского ипподрома, желая прославиться. В итоге в качестве подарка выбрали золотисто-буланого Перена. Но Эйзенхауэр так и не приехал, и Перен остался дома.
После провозглашения независимости Туркменистана — в 90-е годы — началась новая волна подарков ахалтекинцами на правительственном уровне. Главы европейских и азиатских стран получали дорогих коней от имени президента Туркменистана Сапармурата Ниязова. Так, буланого жеребца Генджима получил президент Франции Франсуа Миттеран. А в 1993 году на юбилей английского премьер-министра Джона Мейджору был подарен серый ахалтекинский жеребец Максат.
Кстати, как сообщали СМИ, с подарком англичанину возникли трудности — по британским законам, глава правительства не может принимать дары выше определенной стоимости: он должен выкупить подарок или отдать в госказну. По некоторым данным, Максата передали на конюшню Нацгвардии, но он не смог ходить в строю с крупными гвардейскими конями — из-за малого роста. Некоторое время туркменский конь находился в Армейском центре защиты животных.
Дарили коней и российским президентам. Так, Борису Ельцину были подарены два ахалтекинца: гнедой Джахиль и бурый Фосфор-2. Фосфор неплохо выступал на соревнованиях по выездке и преодолению препятствий. Кроме того, он стал любимцем семьи Ельциных, особенно коня обожали дети. Кстати, Ниязов, лично выбиравший презент из своего шикарного табуна, тогда немного обиделся на главу российского государства. Оказывается, по возвращении в Москву Ельцин выставил коня на аукцион — хотел узнать его настоящую цену. Ахалтекинца оценили в три миллиона долларов.
Туркменский конь был подарен и нынешнему президенту России Владимиру Путину — в 2002 году. Это случилось после подписания на Каспийском саммите (который прошел в Ашхабаде) договора о дружбе и сотрудничестве между Туркменистаном и Российской Федерацией. Из предложенных двадцати четырех лошадей Президентской конюшни Путин выбрал трехлетнего буланого жеребца Вепадара (Преданный).
Ранее, в 2001 году, экс-президент Башкирии Муртаза Рахимов передал Владимиру Путину гнедого ахалтекинца Нагара. Он стал стимулом для российского президента начать учиться верховой езде.
По материалам сети Интернет