Как сообщает газета The Washington Times со ссылкой на неназванных официальных лиц, администрация президента США Дональда Трампа завершает подготовку масштабного плана по увеличению объема экспорта вооружений за рубеж. Притом что Вашингтон — и так безусловный лидер на международном рынке оружия, а американской военной техникой пользуются более чем в 100 странах мира.
Серьезные соперники
Согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), США являются бессменным лидером мирового рынка вооружений с 1990 года (в период с 1977 по 1989 год лидером был СССР). России отобрать этот титул удавалось лишь дважды — в 2002 и 2013 годах.
За пятилетний период с 2012 по 2016 год на США пришлось 33% рынка вооружений. На Россию — 25%. А стремительно наращивающий продажи Китай занял третье место с показателем в 5,9%, сдвинув на четвертое место Францию с ее долей в 5,6%. В целом мировой рынок оружия — по-прежнему арена противостояния Вашингтона и Москвы, на которые в совокупности приходится 58% рынка.
Американский расклад
США — самое мощное государство — член НАТО как в военном, так и в экономическом плане. Еще со времен холодной войны Вашингтон продвигал продукцию своего ВПК среди стран военного блока, а также других союзников и партнеров — от Саудовской Аравии до Австралии с Южной Кореей. С тех пор почти ничего не изменилось.
Ближний Восток — ключевой для Вашингтона рынок. На страны этого региона приходится почти половина (47%) от общего объема поставок продукции американского ВПК.
Отчасти этим объясняется негодование Белого дома в связи с интересом к российским вооружениям (в частности, к зенитной ракетной системе С-400 Триумф), проявленным Анкарой и Эр-Риядом.
А как заявила в феврале руководитель пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт, дипведомство не исключает санкционных мер в отношении Ирака в рамках закона О противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) за покупку российских танков Т-90С.
Закон CAATSA президент США Дональд Трамп подписал 2 августа. Документ предусматривает ужесточение санкций в отношении России, Ирана и КНДР и предостерегает американские и иностранные компании от заключения соглашений о сотрудничестве или контрактов с российскими предприятиями и ведомствами из оборонного и разведывательного секторов.
Треть рынка — не предел
Для того чтобы укрепить свои позиции и противостоять Москве и Пекину, Вашингтон раздумывает над целым комплексом мер:
активизацией продвижения продукции американского ВПК с помощью дипломатов и военных атташе;
облегчением и оптимизацией процесса согласования сделок по продаже оружия;
стимулированием производства в США более доступных экспортных вариантов существующих видов вооружений;
активизацией дипломатических и иных усилий, направленных на вытеснение России, Китая и других стран с их традиционных рынков сбыта.
Для России, например, крупнейшими рынками сбыта являются (в порядке убывания согласно данным SIPRI): Индия, Вьетнам, Китай, Алжир, Венесуэла, Азербайджан, Ирак, Сирия, Белоруссия и Иран.
Для Китая — Пакистан, Бангладеш, Мьянма, Алжир, Венесуэла, Индонезия, Танзания, Туркмения, Камерун и Таиланд.
Некоторые из этих стран охвачены войной, другие не осуществляют полный контроль над своими территориями, третьи являются, по оценке американских властей, законодателей и некоммерческих организаций типа Freedom House, государствами с авторитарными режимами. И зачастую Вашингтон принимал решение не экспортировать продукцию своего ВПК в эти страны.
Но в последние годы США пересматривают свой подход к государствам, в отношении которых ранее действовали значительные ограничения.
Например, наложенное на Вьетнам в 1984 году оружейное эмбарго было снято президентом Бараком Обамой в 2016 году. А в феврале 2018 года один из представителей Госдепартамента США призвал Вьетнам закупать больше американской военной техники за счет диверсификации в сторону от некоторых типичных поставщиков… таких как Россия.
Нечестная конкуренция
США ведут настоящую борьбу за мировой рынок вооружений и Россия — основная цель Вашингтона. Как заявила руководитель пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт, за счет применения нового закона об ужесточении санкций в отношении России, Ирана и КНДР Вашингтону удалось предотвратить заключение Москвой различных сделок с зарубежными контрагентами на сумму более $3 млрд
Правда, эта сумма, по мнению глава комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций ОПК Владимира Гутенева, сильно завышена. Действительно, сейчас отложен целый ряд контрактов, но они не сорваны. И это не убыток, а отложенная прибыль, — добавил Гутенев.
А как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, Москва будет бороться с проявлениями нечестной конкуренции в ВТС со стороны США.
"Безусловно, мы пытаемся хеджировать риски, которые возникают в связи с проявлениями нечестной конкуренции со стороны США на рынке военно-технического сотрудничества и торговли специальным имуществом в международном масштабе. Естественно, Россия будет бороться с этими проявлениями нечестной конкуренции, " — заверил Песков.
Александр Мосесов