Никита Жолквер
Deutsche Welle
На германо-туркменском форуме в Берлине говорили о перспективах выхода туркменского газа на рынки ЕС. В МИД ФРГ считают, что 6 млрд кубометров в год Туркмения могла бы продавать в Европе уже сейчас.
Восточный комитет германской экономики лоббистская организация немецких фирм с коммерческими интересами в Восточной Европе время от времени проводит в Берлине двухсторонние конференции, на которых немецкие предприниматели могут познакомиться с партнерами и условиями ведения бизнеса в странах этого региона. Совсем недавно, в конце января, на очереди был Узбекистан. В среду, 13 февраля, еще одно постсоветское государство Центральной Азии: Туркмения.
Но если интерес в Германии к Узбекистану продиктован либеральными реформами, которые проводит новый президент этой страны, то внимание к Туркмении объясняется, в первую очередь, ее огромными запасами газа. А газовая тема сейчас особенно актуальна. Ведь в Германии и Евросоюзе ведется острая дискуссия о газопроводном проекте “Северный поток-2” и необходимости диверсификации импорта энергоносителей с тем, чтобы избежать чрезмерной зависимости стран ЕС от поставок из России.
Туркмения четвертая в мире страна по запасам углеводородов
Руководитель государственного концерна “Туркменгаз” Мырат Арчаев напомнил, что Туркмения занимает четвертое место в мире по доказанному наличию в ее недрах углеводородного сырья, а месторождение Галкыныш на востоке страны второе по подтвержденным запасам газа.
Его мощность уже составляет 30 млрд кубометров товарного газа в год. В дальнейшем после следующего этапа освоения топливом с этого месторождения планируется заполнять строящийся транснациональный газопровод Туркмения Афганистан Пакистан Индия (ТАПИ) мощностью в 33 миллиарда кубометров в год.
Еще в 2015 году был сдан в эксплуатацию газопровод “Восток Запад”, соединивший богатые газом восточные регионы Туркмении с западом страны. Арчаев назвал этот газопровод “домашним заданием Туркменистана для подготовки к поставкам туркменского газа на европейские рынки”. Кроме того, усиленными темпами ведется, по его словам, также освоение нефтегазовых ресурсов в туркменской части Каспийского моря. С участием иностранных инвесторов, добавил он, уже реализуются четыре проекта в море и три на берегу.
“Мы полностью готовы к реализации туркменского газа на европейских рынках, осталось найти заинтересованных потребителей”, сказал, обращаясь к немецким предпринимателям, Мырат Арчаев.
На пути к Транскаспийскому газопроводу
Интерес сразу же проявил руководитель немецкой фирмы Edison Technologies Эдисон Касапоглу (Edison Kasapoglu). Трубопровод из Туркмении через Каспий, Азербайджан и далее в Европу, подчеркнул он, расширил бы возможности диверсификации импорта газа в ЕС.
Проект такого газопровода, кроме того, снял бы остроту с “кипящей”, по оценке Касапоглу, дискуссии о “Северном потоке-2”, противники которого опасаются чрезмерной зависимости Германии и ЕС от одного главного поставщика газа России.
Александер Шенфельдер (Alexander Schönfelder), представлявший на бизнес-форуме МИД Германии, считает, что достигнутое в августе прошлого года соглашение о статусе Каспийского моря создало основу для прокладки через него трубопровода из Туркмении в газотранспортную сеть Азербайджана.
“Таким образом, указал дипломат, Туркмения может быстро получить доступ на европейский газовый рынок, что мы считаем очень важным в интересах диверсификации поставок”. Германия и ЕС получили бы дополнительного поставщика газа, добавил он, а Туркмения смогла бы существенно расширить круг своих клиентов.
В качестве первого шага Шенфельдер предложил так называемое “платформенное решение”. “По уже существующей газопроводной инфраструктуре Туркмения и сейчас могла бы ежегодно поставлять до шести миллиардов кубометров газа в Европу, заявил он. Это может быть реализовано сравнительно быстро и без чрезмерных затрат, а у немецких компаний есть вполне конкретный интерес”. Такой первоначальный вариант, добавил дипломат, облегчил бы и поиск партнеров для сооружения большого Транскаспийского газопровода.
Бизнес-форум с восточной экзотикой
Проходивший в фешенебельном представительстве Deutsche Bank германо-туркменский бизнес-форум был не лишен определенной экзотики. От всех предыдущих мероприятий такого рода он отличался двумя особенностями.
Первая заключалась в том, что делегация из Туркмении привезла с собой целую выставку достижений народного хозяйства страны. Длинные столы в фойе конференц-зала были плотно уставлены туркменскими изделиями от ковров, резиновых калош, валенок и фломастеров до конфет, баклажанов и широкого ассортимента алкогольных напитков, включая коньяк “Prezident”. Представителей принимающей стороны по выставке водил сам вице-премьер Туркмении Чары Гылыджов.
Туркменские изделия, представленные на бизнес-форуме. Фото: dw.com
А вторая особенность этого форума состояла в том, что все выступавшие гости из Туркмении непременно выражали слова благодарности президенту страны, называли его “уважаемым”, “многоуважаемым”, “глубокоуважаемым” и “лидером нации”. Председатель Союза промышленников и предпринимателей Туркмении Александр Дадаев, например, подробно рассказал о льготах, предоставленных его организации, и о 30 миллионах долларов, которые, по его словам, “президент просто подарил”.
Предоставляя слово очередному оратору, управляющий директор Восточного комитета Михаэль Хармс (Michael Harms) не удержался от шутливого замечания. “Мы вам завидуем, сказал он, мы бы хотели, чтобы наше правительство действовало точно также, как ваш высокоуважаемый президент”.