Проблемы прав человека и экологии не препятствие для Брюсселя, когда на кону углеводороды
Виктория Панфилова
Независимая газета
В Ашхабаде готовятся к открытию представительства Евросоюза (ЕС). Цель продвижение проектов строительства Транскаспийского трубопровода и транспортного мультимодального коридора Каспийское море Черное море. По словам правозащитников, возможность улучшения энергетического положения перевешивает и экологические проблемы, и гуманитарные.
Туркменистан единственное государство, с которым у Евросоюза нет полноценных отношений. В Ашхабаде до сих пор не открыто представительство ЕС, а Европейский парламент более 10 лет блокирует торгово-экономические соглашения ЕС с Туркменистаном. Туркменский эксперт Сердар Айтаков считает, что основная причина сложившейся ситуации в том, что бюрократия ЕС просто не знает, как быть с Ашхабадом. С одной стороны, говорится о нарушении прав человека в массовом порядке, о большом количестве пропавших в тюрьмах Туркменистана, о колоссальных экологических проблемах, возникших из-за мегапроектов туркменских властей. А с другой стороны, огромные запасы туркменского газа заставляют европейских политиков умерить свой пыл в отстаивании европейских ценностей. Во всяком случае, ни проблемы прав человека, ни проблемы экологии в Туркменистане не выносятся в публичное пространство, сказал НГ Айтаков. Возможно, открытие представительства ЕС, как думают в Брюсселе единственный путь, чтобы хоть как-то вынудить соблюдать минимальные приличия туркменскую власть. Но как отметил эксперт, это доказывает, что европейцы или плохо знают туркменские реалии, или специально ищут оправдания для игнорирования этих проблем.
Вопрос открытия представительства ЕС в Ашхабаде был решен в конце прошлого года. Об этом сообщила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. Одним из приоритетов работы открывающегося посольства ЕС в Туркменистане она провозгласила верховенство права, права человека. В стране, возвращением в жизнь Халк Маслахаты (Народного совета), уничтожены все демократические институты. Власти отказываются освобождать даже тех заключенных, которые отбыли срок. Причем, не стесняются об этом говорить представителям ЕС, давая понять, что тема пропавших без вести табуирована, подчеркнул туркменский эксперт.
Точная дата открытия европейского представительства пока не названа, обсуждение продолжается. Накануне в Ашхабаде побывал глава делегации ЕС в Туркменистане с резиденцией в Анкаре Кристиан Бергер, который провел переговоры в МИДе. На сайте туркменского внешнеполитического ведомства сообщается, что в ходе переговоров стороны отметили значительное укрепление двусторонних связей, развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. По мнению участников встречи, Ашхабад и Брюссель успешно ведут диалог по безопасности и правам человека.
Стремление ЕС открывать представительства в странах Центральной Азии, которое отвечает новой концепции по упрочению позиций в этом регионе, вполне естественно. Дипмиссия ЕС уже давно работает в Казахстане, и это способствует укреплению экономических и гуманитарных связей этой страны с объединенной Европой, утверждению европейских ценностей в Евразии. А вот предстоящее открытие представительства ЕС в Ашхабаде вызывает смешанные чувства, сказал НГ политолог, эксперт по постсоветскому пространству Аркадий Дубнов. По его словам, главным лоббистом этого решения является Румыния, председательствующая ныне в ЕС и являющаяся лидером в неформальной группе друзей Туркменистана в ЕС.
Очевидно, в Бухаресте рассчитывают на дивиденды в результате реализации транспорто-логистических проектов, связывающих Южную Европу с Центральной Азией. Но при этом создается впечатление, что европейские чиновники своим решением потакают беспрецедентному игнорированию официальным Ашхабадом элементарных представлений о необходимости уважать человеческое достоинство и общепринятые демократические ценности. Вот уже много лет туркменские власти отказываются сообщить какую-либо информацию о судьбе исчезнувших в тюрьмах больше 15 лет назад политических заключенных, среди которых два экс-министра иностранных дел Борис Шихмурадов и Батыр Бердыев. Такая политика Брюсселя не может не вызывать разочарования, отметил Дубнов.
Напомним, что 5 марта в Бухаресте главы внешнеполитических ведомств Румынии, Грузии, Азербайджана и Туркменистана подписали декларацию о развитии международного транспортного коридора Каспийское море Черное море. Маршрут пройдет из туркменского порта Туркменбаши в Азербайджан, далее железнодорожным транспортом в Батуми или Поти (Грузия) и по Черному морю в порт Констанца (Румыния). Выгодное географическое расположение Туркменистана, граничащего с Ираном и Афганистаном, может вывести его в категорию привилегированных партнеров. Тем более что цель этого коридора транзит грузов через Туркменистан в Афганистан входит в интересы НАТО и может стать тем козырем, который покроет все европейские демократические ценности, подчеркнул Сердар Айтаков.
Однако, по мнению эксперта, реализация одного проекта может нанести удар по другому проекту строительству Транскаспийского трубопровода, поскольку Каспийской конвенцией оговорен мирный статус Каспийского моря и отсутствие в его акватории военных баз третьих стран. Конвенция еще не вступила в силу, а страны Прикаспийского региона, по сути, уже начали сепаратные переговоры по вопросам использования каспийского транзита в интересах западной коалиции в Афганистане, отметил Айтаков.