Риски в борьбе за справедливость и права человека в Центральной Азии В новом отчете зафиксированы тревожные тенденции
27 марта 2018 г. По данным нового отчета, опубликованного семью НПО, лица, выступающие за справедливость и права человека в Центральной Азии, все чаще испытывают давление. В настоящее время наблюдается наступление на гражданское общество во многих частях света. Центральная Азия не исключение. Пространство гражданского общества в этом регионе сильно сузилось, и власти значительно ограничивают права на свободу слова, объединений и мирных собраний.
В этом отчете за 2017 год представлен обзор основных тенденций, касающихся гражданского общества в пяти странах Центральной Азии: Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Отчет опубликован Международным партнерством по правам человека (МППЧ) совместно с Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), Общественным фондом Лигал просперити, Общественным фондом Нота Бене, Ассоциацией юристов Памира, Туркменской инициативой по правам человека (ТИПЧ) и Ассоциацией Права человека в Центральной Азии (АПЧЦА). Отчет главным образом основан на результатах мониторинга, проведенного центрально-азиатскими организациями в своих странах и на регулярных отчетах, подготовленных ими совместно с МППЧ в рамках инициативы CIVICUS Monitor, направленной на отслеживание состояния гражданского общества во всем мире.
Посредством этого отчета мы бы хотели обратить внимание международного сообщества на текущее состояние гражданского общества в регионе, которое зачастую ускользает от внимания, и мобилизовать поддержку для привлечения властей стран Центральной Азии к ответственности за нарушения фундаментальных прав и свобод — сказала Брижитт Дюфор, директор МППЧ. Она добавила: В частности, нам бы хотелось привлечь внимание к лицам, которые подвергаются преследованию, поскольку они борются с несправедливостью и безнаказанностью и выступают в защиту ценностей, в которые они верят.
В отчете отмечается, что власти Туркменистана по-прежнему жестко контролируют распространение информации, подавляют инакомыслие и видят угрозу в любом проявлении независимой гражданской деятельности. Новый президент Узбекистана предпринял ряд ограниченных шагов в сторону отмены репрессивной политики своего предшественника, но еще не провел системную реформу в области защиты прав человека и не принял действенных мер для ослабления ограничений гражданского общества. Обстановка в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане ухудшилась, при этом власти этих стран оправдывают меры по ограничению фундаментальных прав необходимостью защиты национальной стабильности и безопасности. На фоне экономического спада, выборов, а также международных мероприятий, проведенных в регионе, власти стран Центральной Азии стали еще больше опасаться критики и менее терпимо относиться к тем, кто привлекает внимание к недостаткам политического курса государств, в частности, в социальных сетях и на других интернет-площадках.
Отчет можно загрузить здесь
***
Обзор общих тенденций в каждой из стран Центральной Азии (более подробную информацию можно найти в отчете)
Казахстан
В 2017 году в Казахстане продолжилось сужение возможностей для свободы выражения мнений и независимой деятельности гражданского общества. На несколько оставшихся независимых СМИ оказывалось давление, а журналистов, пользователей социальных сетей и других критиков правительства преследовали, задерживали и сажали в тюрьму по уголовным обвинениям в возбуждении розни, распространении ложных сведений, клевете и других вменяемых им преступлениях в отместку за реализацию права на свободу выражения мнения и других фундаментальных свобод.
Внесенные правительством на рассмотрение новые законопроекты по вопросам информации и коммуникаций, адвокатской деятельности и религиозной деятельности вызвали беспокойство у гражданского общества в связи с увеличением ограничений в данных сферах. Деятельность НПО тщательно контролировалась, при этом в отношении нескольких финансируемых из-за рубежа правозащитных организаций проводились расследования и применялись наказания за надуманные налоговые правонарушения. Крупнейший в стране независимый профсоюз был закрыт из-за мнимого несоблюдения строгих регистрационных требований, установленных законом, а лидеров профсоюза обвинили в уголовных преступлениях и осудили по политическим мотивам.
Власти продолжали нарушать права жителей на мирные собрания и высказывание своего мнения, что вылилось в задержания, допросы и наказания представителей гражданского общества за участие в собраниях или обсуждение планов подобных мероприятий в социальных сетях, также подобное нарушение включало объявление незаконными забастовки рабочих, проходящих без нарушения общественного порядка.
Кыргызстан
В Кыргызстане в течение года также ухудшилось пространство для свободы слова и гражданского общества. Покинувший свой пост президент Алмазбек Атамбаев, который не мог участвовать в прошедших в октябре президентских выборах, так как согласно действующей конституции президент избирается только на один срок, продемонстрировал растущую нетерпимость к критике. В своих выступлениях он неоднократно совершал нападки на журналистов, правозащитников и других лиц, несогласных с его политикой их обвиняли в попытках дестабилизировать ситуацию в стране. В защиту чести и достоинства Атамбаева были инициированы многомиллионные иски против независимых СМИ и журналистов, сам он призывал к усилению контроля над НПО. В период его правления также были введены новые ограничения фундаментальных прав. На несколько журналистов из-за их статей были заведены уголовные дела.
15 октября 2017 года Сооронбай Жээнбеков, поддерживаемый Атамбаевым кандидат в президенты, был избран в первом туре президентских выборов, набрав более 54 процентов голосов. Выборы предусматривали мирный переход власти, но использование так называемого административного ресурса в поддержку Жээнбекова оказало значительное влияние на их результат. Во время своей кампании Жээнбеков пообещал продолжить политику Атамбаева, хотя он и говорил, что его целью также является соблюдение прав человека, гарантии свободы выражения мнений и улучшение сотрудничества с гражданским обществом. Гражданское общество выразило надежду, что он предпримет конкретные шаги, чтобы избавиться от наследия Атамбаева в отношении свободы слова и прав человека, и будет поддерживать эти ценности. Однако на начальном периоде после инаугурации Жээнбекова в конце ноября не было отмечено никаких значительных шагов по достижению этой цели, и ситуация оставалась вызывающей озабоченность.
Таджикистан
В 2017 году пространство гражданского общества продолжало сужаться из-за ограничений фундаментальных прав и свобод. Независимые СМИ, журналисты и другие лица, критиковавшие политику властей, сталкивались с возросшим давлением, а власти неправомерно ограничивали использование интернет-ресурсов. Продолжается практика проверок деятельности НПО со стороны государственных органов. Разработка нового законодательства, касающегося деятельности НПО, осуществлялась непрозрачным образом без участия гражданского общества. Независимость адвокатуры оставалась под угрозой, а адвокаты, занимающиеся резонансными делами, подвергались уголовному преследованию и тюремному заключению. Проблематичное законодательство в совокупности с произвольными правоприменительными мерами подорвало право на мирные собрания.
В своем заключительном отчете по результатам визита в Таджикистан в 2016 году, опубликованном в июне 2017 года, специальный докладчик ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение выразил озабоченность в связи с притеснениями независимых СМИ, гражданского общества и подавлением инакомыслия. Он призвал власти Таджикистана пересмотреть меры по обеспечению безопасности и общественного порядка, исключив ограничение основных прав как способ, на который сегодня делается упор, и предупредил, что такой подход может подорвать те самые […] цели, о преследовании которых заявляет правительство.
Туркменистан
В 2017 году климат гражданского общества в Туркменистане оставался репрессивным, о чем свидетельствует крайне низкие показатели в международных рейтингах o состоянии свободы, присвоенных стране.
В феврале 2017 года президент Гурбангулы Бердымухамедов был переизбран на несвободных и несправедливых выборах, по результатам которых он набрал 97,7 процентов голосов ввиду полного отсутствия реальной конкуренции. В результате поправок, внесенных в конституцию в 2016 году, в ней полностью отсутствуют ограничения по сроку нахождения у власти нынешнего президента.
Наряду с усугублением экономического кризиса, повлекшим за собой серьезные последствия для населения, государственная пропаганда продолжала фокусироваться на мнимом благополучии и процветании нации, а культ личности, окружающий президента, еще больше укрепился. Власти подавляли распространение информации о проблемах в стране посредством цензуры и строгого государственного контроля над СМИ, а также усилили давление на критиков власти, контролируя, запугивая и преследуя их.
Проблема насильственной мобилизации граждан для участия в мероприятиях, восхваляющих режим, особо обострилась в ходе подготовки и проведения в Ашхабаде пятых Азиатских игр по боевым искусствам и состязаниям в помещениях (далее по тексту — Азиатские игры) в сентябре 2017 г. Данные игры первые крупные международные спортивные соревнования в Туркменистане. Власти готовились к их проведению несколько лет, и в погоне за международным имиджем вложили в них миллиарды долларов. Они предприняли особые меры для того, чтобы у иностранцев не сложилось нежелательного для властей впечатления о ситуации в стране, включая предотвращение неконтролируемых контактов с местными жителями.
Репрессивный климат означал, что отмечалось лишь несколько случаев публичного выражения недовольства, и власти приняли неотложные меры для подавления подобных редких протестов.
Узбекистан
Президент Шавкат Мирзиёев пришел к власти в Узбекистане после кончины в сентябре 2016 года президента Ислама Каримова, который правил страной в течение 27 лет. Правительство Мирзиёева прилагает все усилия для улучшения имиджа Узбекистана в глазах международного сообщества.
В течение 2017 года власти предприняли некоторые положительные шаги в направлении защиты прав человека. Прежде всего это касается принятия в феврале 2017 года стратегии, направленной на повышение независимости судебной власти. Власти также проявили большую готовность развивать сотрудничество с международными механизмами по защите прав человека, в частности
в мае был разрешен визит Верховного комиссара ООН по правам человека, и визит в октябре Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии и убеждений, который стал первым докладчиком ООН, получившим разрешение на посещение Узбекистана после 2002 года. В сентябре впервые за несколько лет был разрешен визит в Узбекистан представителям Хьюман Райтс Вотч, деятельность которых была приостановлена в стране в 2011 году.
Следует особо отметить, что с момента прихода к власти президента Мирзиёева были освобождены из заключения не менее десятка журналистов и активистов гражданского общества, ранее осужденных за осуществление своих прав на свободу выражения мнений и других основных прав. Тем не менее, по состоянию на начало 2018 года, по меньшей мере, еще столько же журналистов и активистов оставались за решеткой по политическим мотивам. Те, кто вышел на свободу, обычно остаются под надзором, у них часто возникают проблемы с получением разрешения выезда за границу для прохождения лечения и посещения членов семьи.
В начале 2018 года по-прежнему трудно было оценить, насколько предпринятые положительные шаги улучшат на практике ситуацию в области прав человека. Как показывает представленная в данном докладе информация, еще многое предстоит сделать, чтобы положить конец системным репрессиями в отношении гражданского общества в Узбекистане.