Совсем недавно в стенах Государственного цирка Туркменистана появились два новых артиста из числа животных макака Том и страус Айхан. Новички прибыли из Музея живой природы. Кстати, Айхан, что в переводе означает Лунный король, уже дебютировал в новогоднем представлении для национального телевидения. Он выступил в юмористическом номере вместе с коровой и осликом. Роль небольшая, как говорят киношники без слов, но запоминающаяся. Не успела корова подружиться с осликом, как он превратился в страуса и сбежал с циркового манежа.
В том же представлении выступил еще один дебютант ахалтекинский скакун по имени Рухубелент. Представлять этого коня читателям нет необходимости. Двухлетним жеребенком, способным к дрессуре, его подарил конно-спортивной группе Галкыныш наш Президент. Любители циркового искусства хорошо запомнили презентацию Рухубелента в 2017 году, когда он впервые вышел на манеж. В этой ситуации волнение испытывали все: за жеребёнка приятного сливочного окраса переживали зрители, волновались тренеры, цирковые артисты, да и сам Рухубелент, который еще никогда в своей жизни не видел столько людей на трибунах, был, так сказать, не в своей тарелке. Достаточно яркой вспышки света, громкого звука, чтобы произошло отрицательное воздействие на нервную систему животного с непредсказуемыми последствиями. Даже когда с мест звучали громкие аплодисменты зрителей, организаторам презентации хотелось, чтобы они были потише как бы чего не вышло…
Прошло три года, и мы с фотокорреспондентом Алексеем Гималитдиновым пришли в цирк, чтобы узнать об успехах подающего надежды Рухубелента, а заодно познакомиться с новичками Томом и Айханом. Руководитель группы Галкыныш заслуженный деятель искусств Туркменистана, народный коневод Туркменистана Пыгы Байрамдурдыев распорядился, чтобы на манеж вывели Рухубелента.
У него обед, сообщили ему.
Пусть обедает, а на манеж приведите Тома и Айхана, если они свободны.
Очаровательного Тома пока еще рано называть артистом, он скорее ученик, который осваивает свой первый трюк сальто, да и то с помощью верёвки в руках тренера Халапа Байраммырадова. Маленькая хрупкая обезьянка похожа на забавного человечка. Том еще не артист, а гонору хоть отбавляй. Однако он такой хорошенький, что моя рука невольно тянется к его голове. Не успела я погладить рыженькую шевелюру, как раздался дикий вопль. Наверное, в джунглях этот крик означает: Берегись, братва, нам грозит смертельная опасность!.
А в это время к центру манежа важно дефилирует страус с длинными ресницами на удивленных глазах. Его окружают символические герои Пена Муратдурдыев в костюме Мышонка (старый год) и Арча Мередов в костюме Быка (новый год). Можно предположить, что страус Айхан полюбил манеж, и он с удовольствием позирует перед фотокамерой, чего не скажешь о Томе, который во время фотосессии может зевнуть в объектив или демонстративно отвернуться.
У входа на манеж появляется отобедавший Рухубелент. Со знанием дела он останавливается и ждет, когда освободится арена. Поклонившись немногочисленным зрителям на трибунах, он становится на дыбы и на задних ногах делает несколько шагов. Рухубелент осваивает трюки из репертуара знаменитого скакуна Кануна молодого коня готовят в его преемники. Поклонившись, он демонстрирует следующий номер испанский шаг. Этот классический номер заключается в том, что лошадь поднимает одну ногу, вытягивает ее и удерживает на весу некоторое время. Чем дольше выдержка, тем красивее испанский шаг. Зрители же воспринимают этот трюк как танец.
Как только Рухубелент скрывается за кулисами, манеж тут же занимают жонглёры он редко остается свободным, здесь почти всегда идут либо выступления, либо репетиции. Цирк живет своей жизнью. А мы с Алексеем Гималитдиновым покидаем его с ощущением волшебного праздника, который создается на манеже благодаря таланту, терпению и мастерству его артистов.