Кира Крамер
В Туркменистане решили развивать интернет и высокие технологии. На это страна получила от ИБР кредит на $273 миллиона. Президент Гурбангулы Бердымухамедов поручил создать программу по развитию интернета и электронных систем, согласно которой в Туркменистане появится 5G-сети и ID—карты для населения, и приказал разработать программу Цифровой Туркменистан, чтобы устранить цифровую разницу в быту населения. Правда, пока в стране интернет развит настолько, что у государственных авиалиний нет собственного сайта, а чиновники для фиксирования бесчисленных приказов главы государства используют блокноты и ручки.
Развитие интернета для развития страны
16 ноября 2017 года в Туркменистане была принята программа социально-экономического развития страны на семь лет, с 2018 по 2024 год, реализация которой, по сообщению государственных СМИ, невозможна без использования современных технологий.
После этого в стране решили заняться развитием интернета, и президент Гурбангулы Бердымухамедов поручил заместителям председателя Кабмина, депутатам парламента и Академии наук подготовить специальную программу по развитию в стране интернет-сети и электронных систем.
Госинформагентство ТДХ сообщило, что в стране будет создан национальный Дата-центр, служба единого окна для доступа населения к госуслугам и даже Центр инновационной информации для разработки методов электронного обучения.
Единственному работающему в стране государственному сотовому оператору Алтын Асыр приказано выйти на полное и повсеместное обеспечение жителей Туркменистана подключением к интернету по 3G, 4G, а в ближайшей перспективе и 5G сетям.
Что касается непосредственно интернета, то общая пропускная способность канала в столице, которая сейчас, по данным ТДХ, равна 20 Гбит/с, должна возрасти до 100 Гбит/с; в велаятских центрах скорость передачи данных будет порядка 40 Гбит/с, в этрапских центрах данные будут передаваться со скоростью до 10 Гбит/с, а между этрапскими центрами и дайханскими объединениями до 4 Гбит/с.
Кроме того, власти решили ввести в Туркменистане ID—карты (идентификационные карты с биометрическими данными владельцев). В обосновании к этому пункту сказано, что это будет сделано в целях использования гражданами Туркменистана в полном объеме электронных услуг.
А чтобы населению было легче получать интернет, в стране решили наладить импортозамещающее производство Wi-Fi роутеров, модемов и IP-тюнеров.
Пустующие дома за счет бюджета, интернет в долг
Основную часть суперпроекта Модернизация системы Интернет Министерства связи Туркменистана будет финансировать исламский банк развития, — сообщило ТДХ.
Получается, что небольшой по туркменским меркам кредит на $273 миллиона на развитие интернета взят в то время, когда в стране возводятся мраморные здания и аэропорты на общую сумму в $50 миллиардов (!) из госбюджета.
Как сообщил президент Гурбангулы Бердымухамедов на расширенном заседании Кабинета Министров 26 января, сейчас в народное хозяйство инвестируется около $50 миллиардов. В стране возводится около 1700 крупных объектов общей стоимостью свыше $42 миллиардов, — сообщили государственные СМИ.
Есть разделить эту сумму на 1700 зданий, получается, что средняя стоимость одного объекта $25 миллионов. Грубо говоря, для развития интернета в стране президент мог отменить строительство всего 10 объектов из 1700. Например, торгово-развлекательных центров, количество которых только в Ашхабаде превышает спрос. Некоторые центры пустуют и освещены лишь как декоративный архитектурный элемент.
Кредитное соглашение было подписано в ноябре 2017 года, сообщил Внешэкономбанк страны. Выделяется он сроком на 20 лет, однако неизвестно, чего должен добиться Туркменистан по итогам освоения денег и как будет оцениваться успешность проекта.
Цифровой Туркменистан
Осваивать кредит начали быстро. Уже на заседании Кабинета Министров 9 февраля Гурбангулы Бердымухамедов поручил Академии наук разработать государственную программу Цифровой Туркменистан для стимулирования развития информационно-коммуникационных технологий и повышение вклада этого сектора в ВВП страны, а также устранение цифровой разницы в быту населения велаятов, городов и сел.
По данным ТДХ, которое цитирует главу государства, жители Туркменистана хорошо обеспечены услугами интернета, но надо энергичнее и шире внедрять высокоскоростной интернет.
Президент также отметил значительные возможности развития в Туркменистане цифровой инфраструктуры с использованием телемедицины, компьютерных и телекоммуникационных технологий за счет оказания дополнительных электронных услуг по предоставлению дистанционных консультаций и знаний.
Виртуальная реальность и суровая действительность
А пока власти Туркменистана официально заявляют, что двигаются в сторону 5G-сетей и телемедицины, скорость безлимитного интернета за 300 манатов ($86 по официальному курсу) для частных абонентов составляет 2 Мбит/с.
Для корпоративных клиентов скорость может достигать 10 мбит/с и при неограниченном потреблении обойдется в $4.000 (!) в месяц. При неплохой, по меркам страны зарплате в 1200 манатов ($343 по официальному курсу) и минимальной в регионе скорости интернета, говорить об онлайн обучении не приходится.
Произведем грубые подсчеты. Разделим заявленные 20 Гбит/с или 20 000 Mбит/с доступных для всех жителей Ашхабада на скорость подключения в 2 Мбит/с и получим количество допустимых подключений к Туркментелекому, при полной загруженности канала, что при таких низких, по мировым меркам, скоростях следует ожидать. Это 10 тысяч частных (или на одну семью) одновременных подключений к интернету, при условии, что скорость не будет падать. Увеличим ее, согласно проекту, в пять раз и получим лишь 50 тысяч максимально допустимых подключений, при том, что в Ашхабаде, согласно Википедии, проживает около миллиона человек или 250 тысяч семей (при расчете четыре человека в одной семье).
Точное количество абонентов Государственной компании электросвязи Туркментелеком неизвестно. Кстати, при попытке открыть сайт компании, браузер предупреждает, что подключение к ресурсу может быть опасным и предлагает его не посещать. 11 января ТДХ сообщило, что за последние три месяца 2017 года количество интернет-пользователей в Туркменистане увеличилось в 1,2 раза, однако конкретные цифры названы не были.
Ситуацию с интернетом в Туркменистане также наглядно демонстрируют сайты государственных СМИ и министерств, архаичный дизайн которых отдает нафталином из 90-х.
Да какое там единое туркменское окно или дата-центр. В стране невозможна даже онлайн-покупка билетов. У Туркменских авиалиний до сих пор нет своего сайта. Еще в июне 2017 года вице-премьер-министр Байрам Аннамередов рассказал о работе по организации через интернет-сайт службы Туркменховаёллары продажи авиабилетов, которую предусматривается ввести в два этапа, однако за девять месяцев ничего сделано не было. Отмечу лишь, что впервые о начале запуска продажи билетов через интернет власти заявили еще в январе 2013(!) года.
Нет собственного сайта и у главного столичного аэропорта Огузхан. Объявление о тендере на его разработку появилось только в январе этого года.
Теперь о мобильном интернете. В сентябре 2017 года в Туркменистане прекратил работу российский сотовый оператор МТС, после чего его абоненты были вынуждены перейти на обслуживание государственным Алтын Асыром. Госкомпания с наплывом клиентов не справляется, а технические мощности не выдерживают нагрузки. Абоненты жалуются на перебои со связью, низкую скорость подключения и необоснованное снятие средств со своих счетов.
Жители страны надеялись, что связь улучшится, когда начнет работу новый оператор Ай Назар, о создании которого официальные СМИ сообщили в июне 2017 года. Сообщили и, видимо, забыли.
При всем этом в стране нет свободного доступа к интернету, властями блокируются все информационные сайты, которые публиковали или публикуют критическую информацию в адрес властей страны. А чтобы население не могло получать новости из альтернативных источников, также ограничивается доступ к соцсетям и мессенджерам, из-за чего в стране увеличился спрос на программы VPN.
Эти факты говорят о том, что в ближайшие годы ожидать изменения ситуации в сфере туркменских высоких технологий вряд ли стоит, и чиновникам еще долго придется стоя исписывать зеленые блокноты, от руки фиксируя бесчисленные поручения президента.