Максат Дурдыжан
Гундогар
Под трепетной опекой президента в Туркменистане образовалась крупнейшая коммерческая структура сомнительного характера
При поддержке президента Курбанкули Бердымухаммедова участие созданного в марте 2008 года Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ) в экономике страны за небольшой отрезок времени возросло в несколько раз. Под контролем СППТ находится более 60 процентов всего туркменского экспорта, за исключением углеводородов. Возглавляет Союз Александр Сахатович Дадаев (на фото), пользующийся особым расположением Аркадага.
СППТ сегодня имеет собственный коммерческий банк Рысгал, одноименную газету и даже политическую партию, получившую места в Меджлисе. А начиналась история с птицеводческого комплекса Гуш Топлумы, для создания которого в 2007 году Александр Дадаев получил от Центробанка Туркменистана кредит в объеме 70 млрд манатов под 5 процентов годовых сроком на 10 лет с двухгодичным льготным сроком для погашения долга. Неужели в Туркменистане ко всем предпринимателям такое благожелательное отношение со стороны государства? Разумеется, нет. Эксперты отмечают, что успехи А. Дадаева всецело связаны с его близостью к президенту. Эта близость позволила ему не только развить и расширить собственный малый бизнес, но и возглавить СППТ и превратить его в крупнейшую в стране закрытую бизнес структуру.
Тогда же, в 2007 году, Служба земельных ресурсов Минсельхоза выделила А. Дадаеву 30 га земли под строительство комплекса Гуш Топлумы, а также 1500 га орошаемых земель в Ахалском и 500 га в Дашогузском велаятах для выращивания кормового зерна. Министерство энергетики и промышленности — обеспечило строительство систем энергоснабжения комплекса. Соответствующие поручения получили также Минводхоз, Минавтотранс, Корпорация Туркменгеология, Туркменгаз, Государственная таможенная служба — всей страной строили частную птицефабрику А. Дадаева. А в налоговое законодательство специально для дадаевского предприятия внесли положения, освобождающие его от налога на прибыль аж на 3 года! В те годы даже государственные предприятия не получали таких преференций, не говоря уже о частном бизнесе.
Как сообщил источник в СППТ, сегодня почти все министерства и ведомства страны призваны не просто подстраивать свою работу под данную структуру, а фактически обслуживать ее, поскольку это уже не просто государственный институт, а целая бизнес империя, действующая в интересах К. Бердымухаммедова и А. Дадаева.
Около года назад никому не известные частное предприятие Газык и открытое акционерное общество Хазар Балык в консорциуме с виртуальной британской компанией Global Ecological Ventures получили госзаказ на очистку прибрежной полосы Каспийского моря. Учредителями Хазар Балык являются четыре туркменские фирмы: Гуш Топлумы, Халыс, Мырадым и Рована, и все их контролирует Александр Дадаев. Кроме того, Гуш Топлумы непосредственно возглавляет сын Дадаева Виталий, а Мырадым — брат Алексей.
В середине марта К. Бердымухаммедов подписал постановления, предписав Центробанку Туркменистана (!) за счёт государственных средств через коммерческий банк Рысгал выделить СППТ кредит на сумму до 2,4 млрд долларов сроком на 20 лет с 1 процентом годовых и 5-летним льготным периодом для финансирования строительства высокоскоростной автомагистрали АшхабадТуркменабат. И еще один кредит — на сумму до 600 млн долларов сроком на 11 лет с 3 процентами годовых и 4-летним льготным периодом для финансирования строительства на месторождении калийных солей Тюбигатан в Лебапском велаяте Горнорудного обогатительного комбината по выпуску калийных удобрений.
Таким образом сбылись прогнозы о том, что А. Дадаев начнет теснить на местном рынке турецкую мафию, накрепко присосавшуюся к туркменским государственным деньгам еще с 90-х годов.
Почему президент легко отдал миллиардные проекты компаньону, не имеющему опыта строительства таких объектов? Источник в СППТ рассказывает: В последнее время иностранные компании с большой осторожностью подходят к сотрудничеству с Аркадагом. Они боятся его некомпетентности и вспыльчивого, капризного характера. В любой момент Аркадаг может выразить недовольство, а это оборачивается для иностранцев большими проблемами вплоть до изгнания из Туркменистана. Посмотрите на примеры Полимекса или Белгорхимпрома. А Дадаев свой и никуда не денется. Кроме того, он лучше других знает, как угождать прихотям Аркадага.
В современной туркменской ситуации не следует искать здравый смысл. Наблюдатели давно бьют тревогу: туркменский президент слетел с катушек, бросает народные деньги на экономически неэффективное строительство. Уже ни у кого не вызывает сомнения, что К. Бердымухаммедова не беспокоит, как отразятся столь крупные инвестиционные займы на денежно-кредитной системе страны, инфляции и на всей экономике в целом. Ведь денег постоянно не хватает, а это означает эмиссию и тяжелые последствия в будущем.
Курбанкули Бердымухаммедову уже исполнилось 60 лет, Александру Дадаеву — 70. Какое-то время они еще протянут, но до пенсии в любом случае недалеко. Вбухивая в песок валютные миллиарды, они оставляют громадные неподъемные долги в наследство подрастающему поколению. Здесь даже восточная поговорка или шах помрет, или ишак сдохнет не успокаивает.
16 февраля на заседании Кабинета министров президент приказал обеспечить все строительные компании материалами местного производства, а импортные стройматериалы обложить таможенными пошлинами. Стройматериалы в Туркменистане производят предприятия Александра Дадаева. Это вообще его особая любовь — именно со стройматериалов нынешний председатель СППТ начинал свою карьеру в бизнесе.
Совсем недавно А. Дадаеву и его СППТ с легкой руки Аркадага в центральной части Ашхабада вдоль улицы Тегеранская в постоянное пользование выделен земельный участок в 8 гектаров для строительства комплекса зданий, среди которых торгово-развлекательный и деловой центры, а также жилой многоэтажный дом.
И тут же Бердымухаммедов огласил и еще одно свое решение — передать в ведение СППТ Национальную туристическую зону Аваза.
Что невиданная щедрость? Может быть, все-таки не зря среди жителей Туркменистана принято считать А. Дадаева личным кошельком Аркадага?
Курбанкули Бердымухамедов утвердил Государственную программу по поддержке малого и среднего предпринимательства в Туркменистане на 2018-2024 годы и план соответствующих мероприятий на этот период. И все под лозунгом обеспечения высоких темпов социально-экономического развития страны, активизации предпринимательской деятельности в различных отраслях национальной экономики.
Программа как всегда носит гриф секретности, поди разберись какие товары будут назначены конкурентноспособными, и какие отрасли получат развитие. Вот и получается, что на самом деле эта программа — узаконенный план обогащения бизнес-империи Бердымухаммедов, Дадаев и сыновья. За чей счет? За счет государственной казны и туркменского народа.
Несмотря на то, что теоретически на поддержку государства может рассчитывать любой предприниматель, фактически финансовые льготы предоставляются только компаниям, контроль над которыми осуществляется руководством СППТ и лично Дадаевым. Большинство предпринимателей теперь вынуждены обращаться в банк Рысгал для получения кредита. Кроме того, лишь зависимые от СППТ и Дадаева бизнесмены имеют возможность конвертировать манаты в доллары по государственному курсу, чтобы не прогореть и не затягивать платежи по внешнеторговым контрактам.
С помощью государственных валютно-обменных рычагов Дадаев с одобрения президента расставляет непреодолимые барьеры на пути предпринимателей, по какой-то причине не являющихся частью сложившихся коррупционных схем.
Фактически СППТ стал закрытым клубом, куда принимают только проверенных на лояльность и сговорчивость предпринимателей, которые отдают себе отчет в том, кому они обязаны своими деньгами, и готовые оплатить любой каприз покровителя лишь бы оставаться в обойме как можно дольше. Именно так удалось собрать деньги на проведение Азиады.
По рассказам источника, пару лет назад несколько бывших чиновников, занявшихся бизнесом, не были приняты в СППТ, хотя очень этого хотели. Хотели, но мало дали, — поделился информацией источник.
Дадаев неоднократно совершал зарубежные визиты во главе правительственных делегаций. Торговые представительства СППТ уже работают в Австрии, Китае и ОАЭ. По словам источника, недалек тот день когда СППТ подменит собой правительство.
Устойчивые связи СППТ с Министерством иностранных дел и спецслужбами все отмечают уже сегодня. Через них Дадаев собирает сведения о коммерческих организаций, в том числе и крупнейших зарубежных промышленных предприятиях. Также отмечается учащение контактов СППТ с ОБСЕ, которая стремится вовлечь Туркменистан в орбиту своих интересов, пытаясь выдать это за продвижение взаимовыгодного сотрудничества.