В Генеральной прокуратуре Туркменистана набирает обороты кадровая чистка. Новый руководитель надзорного органа Сердар Мяликгулыев одного за другим снимает ставленников своего предшественника Батыра Атдаева, которого люто ненавидит еще со времен, когда сам он был у него в подчинении и на себе испытал все методы всесильного прокурора. Источники turkmen.news не сомневаются: рано или поздно руки Мяликгулыева дойдут и до самого Атдаева. Но не все так просто: ныне вице-премьер правительства Батыр Атдаев пользуется поддержкой Гурбангулы Бердымухамедова.
Одним из первых свою должность в прокуратуре покинул Сердар Губаев — доверенное лицо бывшего генпрокурора Батыра Атдаева, его глаза и уши. Именно через Губаева Атдаев оставался в курсе о настроениях в генпрокуратуре, о том, где будут проходить проверки и каков будет их результат. Сообщается, что Сердара Губаева не просто перевели куда-то на должность ниже, а выкинули из системы вообще.
Ранее источники рассказывали, что при Атдаеве Губаев едва ли не повседневно занимался сокрытием нарушений, например, в нефтехимическом секторе. Так во время масштабной проверки госконцерна Туркменхимия в 2020 году тогдашний вице-премьер Мыратгельды Мередов, курировавший данную сферу, дал Атдаеву взятку в размере двух миллионов долларов. В итоге генпрокурор с помощью Губаева закрыл глаза на большинство выявленных нарушений.
В июне 2022 года Атдаева перевели на пост вице-премьера по торговому комплексу, текстильной индустрии и предпринимательству. Однако он сохранял большое влияние в генпрокуратуре, что, конечно же, не нравилось его преемнику. В 2018-2022 годах Сердар Мяликгулыев был прокурором города Ашхабада. В те времена Атдаев буквально его преследовал, придираясь ко всему, что ему не нравилось.
Теперь Мяликгулыев хочет отомстить предшественнику, убрав для начала из генпрокуратуры всех его протеже. А далее… кто знает? Может быть, и сам Атдаев потеряет должность или окажется на скамье подсудимых. Конечно, вице-премьер — это влиятельный пост, но фортуна туркменских чиновников переменчива, особенно если они одного за другим теряют своих людей в главном надзорном ведомстве.
Сообщается, что Атдаев и сам прекрасно это осознает. Он проявляет признаки беспокойства, негативно влияющие на его здоровье. По некоторым данным, у 50-летнего вице-премьера на нервной почве появились проблемы с сердцем. Но у него остается основная поддержка — экс-президент Гурбангулы Бердымухамедов, с которым он в одной команде проработал с момента прихода того к власти в 2007 году. Наблюдатели turkmen.news в Ашхабаде уверены: пока не будет отмашки со стороны лидера нации, Атдаеву переживать не стоит генпрокурор Мяликгулыев его не съест.
Тем временем стала известна причина увольнения главы Верховного суда Гуванчмурата Уссанепесова и его заместителей Мусамырата Союнова и Оребая Мухаммедова. Напомним, это кадровое решение было принято президентом Сердаром Бердымухамедовым в начале февраля. Источники сообщают, что на этот раз причиной отставки стали не какие-то межведомственные интриги, а реальные нарушения. Глава государства обратил внимание на то, что в стране регулярно фабрикуются дела, невиновных людей ломают и лишают свободы, суды не выносят оправдательных приговоров по уголовным делам, а Верховный суд принципиально не пересматривает апелляции.
Впрочем, Уссанепесов, можно сказать, отделался легким испугом. Его не привлекли к ответственности, как можно было ожидать, а перевели на более низкую работу. Изменятся ли принципы работы Верховного суда при новом руководителе Бегенче Ходжамгулыеве, пока неизвестно.
Остается надеяться, что хотя бы в какой-то степени конфликт генпрокурора с вице-премьером, равно как разовое недовольство президента судебной системой, помогут простым людям. Те из них, кого несправедливо обвиняют в преступлениях, должны быть освобождены, а те, кто пострадал от рук злоумышленников и годами не может добиться справедливости, должны быть оправданы.
Однако надежды на это мало. На протяжении 30 лет независимости, при трех президентах прокуратура, суды и другие правоохранительные органы не выполняли своих прямых обязанностей по защите граждан от преступных посягательств. Люди могут много лет безуспешно добиваться наказания преступников, виновных, например, в изнасиловании девушки, которая впоследствии покончила с собой; судья может с легкостью, без каких-либо доказательств, признать наследницей дочь умершего гражданина, о которой никто не слышал при его жизни; юного спортсмена могут забить до смерти за нарушение негласных правил распределения призовых мест, и правоохранительные органы даже не попытаются найти и наказать виновных…
Все перечисленное — бытовые случаи, не касающиеся политики. Так что уж говорить о политзаключенных, от дел которых и прокуратура, и суды полностью отстраняются, предоставив всесильному Министерству национальной безопасности самостоятельно допрашивать задержанных, фабриковать дела и определять наказание.
Можно воспринимать служебные неприятности таких людей, как Губаев, Атдаев и Уссанепесов, своего рода воздаянием им. Можно радоваться тому, что они лишаются возможности зарабатывать деньги, ломая чужие судьбы. Однако в конечном счете все это остается пресловутой борьбой жабы с гадюкой, от которой простой народ не выиграет даже в том случае, если оба борца проиграют.
Пока вся система управления государством построена на коррупции, личной преданности, кумовстве и непотизме, нельзя ожидать, что ситуация в отдельно взятых органах изменится принципиально. Показательный пример — нефтегазовая отрасль Туркменистана, напоминающая клуб избранных и глубоко коррумпированных людей. Их после некоторого времени снимают, как бестолковых руководителей, но они отсиживаются где-нибудь на менее заметной должности, чтобы потом с триумфом вернуться.
Формула Зайца. Глава госконцерна Туркменхимия приблизил к себе влиятельного работника
Химиотерапия для отрасли. Как коррупция и связи разрушают газохимический комплекс Туркменистана
Неделя в Туркменистане: Гибель Сулеймана Турсунбаева
Гибель Сулеймана Турсунбаева: Попытки задобрить узбеков и никаких подвижек в расследовании
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}