В городе Шатлык Марыйского велаята разразилась борьба за место главного имама местной мечети. 20 апреля в Совете по делам религии при местном хякимлике будет утвержден новый имам. Как ожидается, уважаемый в народе человек по имени Говшут-ага, ныне занимающий этот пост, будет смещен, а на его место придет другой, для которого деньги превыше человечности и мусульманских канонов.
Всего в городе насчитывается четыре религиозных служителя. Говшут-ага горожане считают самым достойным. Он запрещает коллегам брать деньги и подарки за исполнение поминальных обрядов и церемоний, обязывает их ходить на похороны ко всем без исключения, включая бедные семьи, которые не могут заплатить за услуги. Муллам при нем разрешается принимать подношения только в виде еды.
По информации источников, теперь вместо Говшута главным среди четырех служителей культа планируется назначить Гурбана, который, в отличие от своего соперника, не гнушается богатства. Этот мулла отнюдь не против того, чтобы брать за организацию обрядов деньги даже с нуждающихся семей.
У семьи самого Гурбана имеются две дорогостоящие машины: Toyota Land Cruiser Prado 2017 года и Toyota Land Cruiser 1999 года.Prado записан на одного из его родственников, но ездит на нем сам Гурбан. Также он владеет несколькими квартирами в Шатлыке, в том числе так называемыми элитками. Местные жители вопрошают, откуда у него столько денег? Это все доходы от проведения религиозных обрядов или имам имеет некий бизнес? Однако старожилы Шатлыка допускают и третий вариант — у муллы сохранились запасы из прошлой жизни, когда он торговал… наркотиками. Кстати, в городе многие бывшие наркоторговцы сумели благополучно легализоваться, пристроить своих детей на службу в правоохранительные органы и стать уважаемыми людьми.
К вопросу смещения имама Говшут-ага подключили даже некую женщину по имени Гульджемал, которая раньше занималась омовением покойных. Она брала за эту услугу по 800 манатов ($42 по рыночному курсу), но Говшут-ага запретил ей заниматься этим бизнесом. Теперь она, как и Гурбан, заинтересована в том, чтобы излишне принципиальный имам потерял свою должность. Репутация Гульджемал оставляет желать лучшего. В Шатлыке ее прозвали ваххабиткой. Источники говорят, что она, находясь в Турции несколько лет назад, вербовала жителей стран Центральной Азии для отправки в Сирию, за что даже отбыла тюремный срок.
Новый главный городской мулла в Шатлыке будет управлять новой главной мечетью. Ожидается, что ее строительство закончится к осени, пока возводятся лишь минареты. Ранее сообщалось, что в 2022 году с госслужащих собирали деньги на строительство этого сооружения. Так, рабочих предприятий Шатлыкгазстрой, Шатлыкгаздобыча, 4-ого автотранспортного предприятия и Строительного управления механизированных работ обязали перечислить на богоугодное дело по 15% своей зарплаты.
По данным источников, шансов на переназначение у имама Говшута мало, хотя за него выступают все простые горожане, особенно небогатые. Влиятельные лица, в том числе из силовых структур, хотят поставить на его место Гурбана, потому что он помогает и им — сообщает, кто из жителей проявляет активную религиозность.
В Туркменистане строго ограничены религиозные свободы. Допустимым считается лишь исповедание ислама в той степени, в какой это не противоречит государственной идеологии и культу семьи президента. Например, сейчас, после смерти бабушки главы государства, молиться за нее требуют не только в мечетях, но и при исполнении домашних поминальных обрядов по другим людям. Деятельность незарегистрированных религиозных организаций запрещена, а получить регистрацию почти невозможно. Тех, кто самовольно собирается и читает Коран, легко могут приговорить к длительным срокам лишения свободы по обвинению в создании преступного сообщества, попытке насильственного свержения власти и других тяжких преступлениях. Полицейские задерживают на улицах молодых мужчин с бородами и заставляют бриться.
Однако, как можно видеть на примере Шатлыка, одновременно в религиозную сферу проникла коррупция. Впрочем, это не новость: в 2019 году власти даже официально признали, что в стране берут взятки за право совершить хадж. Ровшен Аллабердыев и Мухамметмурат Гурбангелдыев из Управления Муфтия Туркменистана, а также ведущий специалист отдела по работе с религиозными организациями при кабинете министров Гурбанберды Нурсахедов, стали фигурантами уголовного дела. Однако переломить ситуацию и очистить данную сферу от мздоимцев и религиозных шарлатанов это не помогло.
Жителей Мары просят даже дома молиться за упокоение бабушки президента
Туркменистан: На свободу вышли двое мусульман, осужденных по религиозным мотивам
Комиссия США по международной религиозной свободе признала Туркменистан вызывающим особую озабоченность
Студенты туркменского вуза обвинили декана в религиозной нетерпимости. В его окружении это отвергли
.related-post {}
.related-post .post-list {
text-align: left;
}
.related-post .post-list .item {
margin: 10px;
padding: 0px;
}
.related-post .headline {
font-size: 18px !important;
color: #999999 !important;
}
.related-post .post-list .item .post_title {
font-size: 16px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
.related-post .post-list .item .post_thumb {
max-height: 220px;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
}
.related-post .post-list .item .post_excerpt {
font-size: 13px;
color: #3f3f3f;
margin: 10px 0px;
padding: 0px;
display: block;
text-decoration: none;
}
@media only screen and (min-width: 1024px) {
.related-post .post-list .item {
width: 24%;
}
}
@media only screen and (min-width: 768px) and (max-width: 1023px) {
.related-post .post-list .item {
width: 40%;
}
}
@media only screen and (min-width: 0px) and (max-width: 767px) {
.related-post .post-list .item {
width: 90%;
}
}
The post Битва за мечеть. В Шатлыке пытаются сместить неудобного муллу appeared first on Turkmen.News.