Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов 27 января на совещании, посвященном подготовке внеочередного заседания Халк Маслахаты (верхней палаты Милли Генгеша, то есть парламента) заявил о необходимости изменения Конституции. Об этом сообщило госинформагентство ТДХ.
В свете требований времени необходимо систематически совершенствовать законодательство и вносить изменения в Конституцию Туркменистана, — сказал глава государства на совещании, в котором участвовали замглавы Халк Маслахаты Касымгулы Бабаев и глава Меджлиса (нижней палаты) Гульшат Маммедова.
О том, какие конкретно изменения требуется внести, Бердымухамедов не говорил. Но на совещании он в общих словах рассказал о том, развитие каких сфер считает важным. Среди них:
Улучшение условий жизни людей, а также достижение стабилизации макроэкономического состояния;
Широкая поддержка предпринимательства, необходимая для развития негосударственного сектора и перевода экономики на рыночные отношения;
Проведение мониторинга преобразований в производственных отраслях.
Также президент заявил о внедрении цифровой системы и освоении молодежью современных технологий, но не как о планах, а как об уже якобы свершенных задачах. Такие факты, как блокировка множества интернет-сайтов и обыски школьников с целью проверки содержимого смартфонов, на правительственных мероприятиях не комментируются.
Таким образом, точные планы касательно изменения Конституции остаются неизвестными. Зато президент напомнил, что в 2022 году этому документу исполнится 30 лет, в связи с чем необходимо провести комплекс мероприятий по широкой популяризации содержания и норм Основного Закона, а также ведущейся большой работы по защите прав и свобод человека.
В 2021 году Бердымухамедов напрямую нарушил конституционный запрет, возглавив Халк Маслахаты, который в ходе проведенной реформы превратился из отдельной структуры в верхнюю палату Милли Генгеша (нижней стал Меджлис, ранее считавшийся собственно однопалатным парламентом).
При этом в Конституцию даже не были внесены изменения, оправдывающие этот шаг. Статья 73 по-прежнему гласит: Президент Туркменистана не может быть членом или депутатом Милли Генгеша Туркменистана. А в статье 76 говорится: Если Президент Туркменистана по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, впредь до избрания Президента его полномочия переходят к Председателю Халк Маслахаты. Наконец, в статье 87 отмечается: Член Халк Маслахаты и депутат Меджлиса не могут одновременно занимать должность члена Кабинета Министров, хякима, арчына, судьи, прокурора. А Бердымухамедов является не только президентом, но и главой правительства. То есть он в настоящее время занимает сразу три должности, которые по Конституции несовместимы.
Создание Милли Генгеша в 2020-2021 годах расценивали как подготовку передачи власти от Бердымухамедова-старшего его сыну Сердару, который ныне является вице-премьером (то есть одним из заместителей отца на должности главы правительства). В новой редакции Конституции напрямую говорится о судьбе экс-президентов: если действующему главе государства быть членом Халк Маслахаты запрещено, то бывший президент, наоборот, автоматически входит в его состав. Однако в течение года передача власти по наследству так и не состоялась.
Теперь этого решения ожидают от внеочередного заседания Халк Маслахаты, назначенного на 11 февраля. Именно Сердар Бердымухамедов на днях доложил отцу о ходе подготовки 30-летней программы развития страны на 2022-2052 годы, которая должна быть представлена на заседании. Программа называется Возрождение новой эпохи суверенного государства.
The post Бердымухамедов заявил о необходимости изменения Конституции appeared first on Turkmen News.