Байрам-хан в поэзии, или Полководцы тоже пишут о любви

Байрам-хан в поэзии, или Полководцы тоже пишут о любви

Туркменистан и Индия по праву гордятся выдающимся сыном туркменского народа Байрам-ханом известным на Востоке государственным деятелем и поэтом, полководцем и философом. Он много сделал во имя славы одной из могущественных держав средневекового Востока империи Великих Моголов, которая при его непосредственном участии сформировалась как единое государство.

Благодаря открытиям азербайджанского ученого Газанфара Алиева, сделанным в архивах Индии в 60-х годах прошлого века, имя легендарного Байрам-хана, его политическая и литературная деятельность получили широкое освещение в научной и публицистической литературе.

Однако о личной жизни этого выдающегося человека известно мало. И этот пробел, мы надеемся, будет восполнен рассказом о женщине, одно только присутствие которой озаряло поэтическим вдохновением сердце мужественного воина. О той, без кого немыслимы были бы его замечательные строки о любви:

Лишь тебя зову я милой, хочешь верь, а хочешь нет. Я могу тебе признаться: если я и захочу, позабыть тебя нет силы, хочешь верь, а хочешь нет.

В 1530 году, когда скончался Бабур знаменитый потомок Тимура и основатель империи Великих Моголов, на трон взошел его сын Хумаюн. Правление его было недолгим, и в результате мятежа Хумаюн вынужден был бежать в сопредельные страны.

Во время пребывания индийского правителя в Персии, иранский шах Тахмасп Сефеви поведал Хумаюну о причинах его неудач: Ты потерпел поражение, потому что не объединился с местной знатью. Когда ты вновь вернешься в Индию, мой тебе совет установи родственные отношения с богатыми землевладельцами, раджами и состоятельными людьми. И только тогда твоя империя просуществует долго.

Хумаюн задумался над словами шаха и решил воспользоваться его мудрым советом, который, как показали последующие события, во многом помог потомкам Хумаюна сохранить могущество империи. Но кроме этого, помог объединить сердца Байрам-хана и его возлюбленной.

А было это так. Когда Хумаюн вновь отвоевал Индию у пуштунов, он решил, что настало время реализовать совет умудренного опытом шаха и породниться с сильными и влиятельными людьми Индии.

В один прекрасный день к правителю Хумаюну пожаловал в гости некто по имени Джемал Хан Мевати. Он был двоюродным братом одного из крупнейших землевладельцев Индии. С ним также приехали и две его дочери.

И тут Хумаюну пришла великолепная идея: помня совет многоопытного шаха, он решил укрепить свои позиции, породнившись с богатыми и влиятельными индийскими землевладельцами. Так Хумаюн взял в жены одну из дочерей Джемал Хана Мевати, а вторую, по имени Мевати бегум, уговорил отдать в жены своему преданному полководцу Байрам-хану.

Но долго наслаждаться жизнью Хумаюну так и не довелось. Несчастный случай перенес его в лучший из миров, и трон великой империи достался тринадцатилетнему Акбару. Достался не без помощи Байрам-хана, который, зная нравы царского двора, в спешном порядке возвел на трон совсем еще юного престолонаследника, а сам при нем стал выполнять обязанности регента, то есть временного правителя и опекуна.

Возможно, что именно этими действиями и своим покровительством Байрам-хан сохранил жизнь юному императору, а территории самой империи остались неприкосновенными.

…Прошло два года. Противники власти юного Акбара подняли очередной мятеж, на подавление которого выступила армия во главе с Байрам-ханом. По дороге он и получил известие о том, что у него родился сын, которого назвали Абдуррахимом. К сожалению, о первой жене Байрам-хана Мевати бегум сведений почти не осталось.

А откуда же взялась Селиме Солтан, о которой писал Байрам-хан?

Видимо, многие историки путают Мевати бегум с Селиме Солтан второй женой Байрам-хана, которой он и посвящал чудные строки своих стихотворений:

В целом мире, дорогая, не найти такой, как ты! О, любви моей светило! Хочешь верь, а хочешь нет! Что Байраму делать, если чернота твоих волос утро в полночь превратила, хочешь верь, а хочешь нет.

Историки сообщают, что Селиме Солтан по линии матери, как и Байрам-хан, происходила из туркменского племени бахарлы. Ее дальним предком был Али Шукур-бек известный эмир, долгие годы преданно служивший правителям туркменского государства Каракоюнлы, за что и получил в дар огромные владения: провинции Курдистан, Луристан и ряд других.

Внучка Али Шукур-бека вышла замуж за Бабура основателя империи Великих Моголов, перу которого принадлежит выдающее произведение Бабурнаме (Записки Бабура).

Столетия спустя, современные ученые оценят это произведение, констатировав, что по богатству и разнообразию материала, по языку и стилю Бабурнаме стоит выше любой исторической хроники, составленной придворными летописцами того времени.

Внучка туркменского эмира, вышедшая замуж за Бабура, родила ему дочь Гульрух. А та, в свою очередь, выйдя замуж за Нур-ад-Дина Мухаммеда Чаканиани, родила ту самую красавицу-дочь, которую назвали Селиме Солтан и которая, повзрослев, стала музой Байрам-хана. Но это произойдет позже.

А пока юный император Акбар, с помощью военного искусства Байрам-хана подавивший мятеж, возвращается в Дели. Во время этой поездки Байрам-хан напомнил Акбару об обещании его отца женить его Байрам-хана на своей племяннице, той самой Селиме Солтан.

Юный царедворец ничего не имел против брака своей родственницы с человеком, который помог его отцу вернуть престол, а ему разбить врагов. Так Байрам-хан породнился с императорской семьей, благодаря, как отмечают историки, своим выдающимся заслугам перед правителем государства Великих Моголов.

В другом сочинении того времени Хумаюннаме, о Байрам-хане написано следующее:

Он был человеком, который заслужил щедрый дар императора руки королевской дочери, так как по характеру, внешнему виду и достоинствам во многом превосходил современников.

Сама же Селиме Солтан была одной из самых видных женщин при дворе государства Великих Моголов и была достойной женой умного и отважного полководца, который слагал о ней прекрасные стихи:

Сотню недругов коварных, мне готовящих удар, ты в зрачках своих сокрыла, хочешь верь, а хочешь нет. Я забыл свои заботы, о делах своих забыл ты собою все затмила, хочешь верь, а хочешь нет.

Много общего было у Байрам-хана и его верной спутницы. Но главное их любовь к поэзии. Селиме Солтан не только покровительствовала поэтам, но и сама слагала неплохие стихи и подписывала их кратким псевдонимом Макфи.

К сожалению, счастливая жизнь Байрам-хана и Селиме Солтан длилась недолго. Через четыре года после их свадьбы в январе 1561 года по дороге в Мекку Байрам-хан погиб от руки своего врага Мубарек-хана.

Убитая горем вдова вместе с Абдуррахимом сыном Байрам-хана от первого брака возвратились домой. И вспоминая счастливые дни, написала:

Не случайно сказала тебе, что ты песня моей души. Не заметила от счастья, как сказала слова любви.

Имя и деяния Байрам-хана и Селиме Солтан навсегда останутся в памяти потомков. Так же, как и их любовь и чудные строки о ее всепобеждающей силе…

Билбил БАБАЕВА

Еще статьи по теме

В Ашхабаде состоятся концерт Оркестра Ровшена Непесова Новогоднее настроениеСегодня, 10:19
Театр восточного региона Туркменистана ставит новый спектакль о Махтумкули Фраги
Дубль Нурмурадова принес Алтын асыру победу над Ахалом
Сборная Туркменистана по футболу опубликовала состав на предстоящие матчи отборочного турнира ЧМ-2026Сегодня, 15:31
Президент Туркменистана назначил нового хякима Беркарарлыкского этрапа
Итоги расширенного заседания Кабинета Министров Туркменистана по итогам 2023 года
Президент Туркменистана назначил нового хякима Беркарарлыкского этрапаСегодня, 10:53